Еще об экскурсионной работе на Мурманской железной дороге // Вестник Мурмана. - 1924. - № 23. - С. 3-6.
6 В Е С Т Н И К j№ 23 (75). -.-ч -ѵ ••-. Ѵ А Л Л А Л V W W ' К А Л Ч ч/Ч/ ' •. \ А Л > Ч • • ч/Ч «. Ч Ч S Ч . Ѵ Ч Л Ч S • ■• • • '• - ■- ✓ ■ . • ■ ' • • . • • ■ / .- . /Ѵ Ч Л Jlojvmc, ншо, быхарКибая даоНрошу на пол и на землю, быjMjKcnc заразишь другихнахошНоі. М * » » — » » » — т я 0 0 *^ **М 0 Ш т * 0 * ^ W ...... 4 i W X «^ i III* «I »ч »Ш ііГГ>«и » ^ <« іі— » і>>^ і Ц ^ і i.C i . , > M«»II, II ІИ » Ч Й Й О ^Ч ■ IB из 4 9 всех другого рода предприятий с числом рабочих в 1 1 . 0 2 1 . ІІо настоящее время они.тки (д р е весная масса) не утилизируются на бумагу. II будущем, несомненно, возникнет но.чал отрасль промышленности, увеличится пе менее к а к на 11"/,, и число лиц, занятых лесом: но заготовкам па 2 . 4 3 5 , но сплаву— на 1 . 1 6 6 , по тяге судов — на 5 1 9 , ио слуа;бе на судах на 7 4 5 чело век, а всего не менее, ка к на 1 . 9 6 5 человек. По Петрозаводскому уезду числилось всего 6 2 S судов, из которых первого разряда только одно, а третьего и четвертого 17В. Число эго должно возрасти не менее ка к н а 50 . Но кроме лесных операций, должен, конечно, повы ситься и весь товарообмен. По сведениям за 1 9 0 9 год было 4 8 крупных торговых фирм, получивших 4 3 0 . 8 7 9 и. р а зных товаров, из .которых пароходами доставлено 2 1 8 . 4 6 8 п., на судах— 1 7 2 . 0 0 0 н. и гужем , замененным теперь железнодорожной доставкой, только 4 0 . 4 1 1 пуд. Чтобы расценить этот товарообмен на деньги, можно, пожалуй, взять цифру сделок 2 6 ярмарок, 1 о городских и 13 сельских, в которых еще 5 0 лет тому назад товару было доставлено иа 1 . 0 7 1 . 0 0 0 руб., а вывезено н а 6 2 6 . 0 0 0 руб. К 191В году эти цифры увеличились пе менее как в В раза. Таким образом, исходя от промышленности всего к р а я , именно от леспого дела, нужно от повой водной артерии с полной уверенностью ожидать развития товаро обмена, судоходства, судостроения, постройки новых лесопильных заводов и проч., не мепее как па 1 1‘7„. Но в действительности оживление промышленности выразится в далеко большей степени вследствие сокр а щения пути, пчраілсльного Свири и а 1 5 0 верст. Конечно, новый водный путь нельзя назвать в сущ ности судоходным, каковой тернии вполне приложим к Свири, но все же он не будет только сплавным— а впутреппо —судоходным, т. е. будет обслуживать три уезда из семи. Суда должны быть небольшой емкости, буксиры плоскодонные, должны быть устроены разъезды для которых прекрасно могу г служит ь озера . В Воддице на Ладожском озере, конечно, потребуется перегрузка, которую, впрочем, возможно устроить, поднимая не тюки товара, а целые запаковапные лихтера па суда, могущие идти не только на Ленинград, но и в Ревель и Штетин. Для оборудования такого водного пути, конечно, потребуется и зап а с -работы. Таковой и должен иметься в виде готовой энергии воды. Сколько именно может дать Шуя н Водлица— теперь сказать нельзя. Но, сопо ставляя данные других водных сил б. Олонецкого края , можно считать, что обе системы иа всем протяжении дадут не менее 1 . 0 0 0 ног. саж. Если осуществится Самоизерское доменное предприятие, запас руд Сам- о'.ера даст не мепее 3 0 0 миллионов пуд. По, кроме местного для двух или трех уездов з н а чения, новый водный путь послужит вспомогательной линией для Выгозерского доменного дела, о котором помещена з аметка в последнем Je „Т ехн . Известий “ . Вполне понятно, что такой широкий торговый путь, к а к в близкое время Выгозеро-железная доро га— Петро- Составление коллекций, собранных на экскурсии н проч., собирание образцов п коллекций одна из интересных и необходимых работ во время экскурсии. Доркультом Мурманской дор. в настоящее время раз р а б а т ы в а е т с я план отдельных экскурсионных тем и циклов экскурсий к а к по естественно-историческим во просам, т ак и гуманитарным и производственным. Р а з работан план таким образом, что он дает отдельные моменты каждой темы, взятые в условиях применительно к району Мурйа некой ж. д. План, вполне естественно, не ограничивает самодеятельности местных работников, но он все же дает пм определенные рамки н руково дящие моменты для экскурсионной работы. Часть эк с курсий по плану, повидимому, удастся провести в текущем году. А для этого на всей линии дороги предполагается выполнение этой работы местными куль турно-просветительным^, школьными, медицинскими и техническими работниками дороги. Профессиональным организациям выпадает на долю всестороннее содействие этой работы. Экскурсии н а Мурманской дороге должны принести транснортникам , по возможности, полное пред ставление о природе и естест'-:. >шых богатствах края, о его хозяйстве, культуре, о прошлых доисторических н исторических временах. . Ниж е мы приводим небольшой список литературы по экскурсионным вопросам, правда, далеко не полный, по для первоначального ознакомления с методами э к с курсионного дела достаточный. Внешкольные экскурсии ,— сборник под редакцией Б. Р айков а и Э. Краснухи, изд., Лѵр. Новь**, 11)24 г. Вопросы экскурсионного д е л а ,— сборник иод ред. Б . Райкова, изд. „Нач. З н а н и й “ . Завадовский Б . — Внешкольные экскурсии. Москва, Г. изд. 1 9 2 2 г. По фабрикам и заводам,— сборник.— Изд. М. Г. С. 11. С. М. 1 9 2 3 г. Экономико-технические экскурсии, — сборник. - И з д . Брокгауз-Эфрон 1 9 2 3 г. Б . Р ай к о в—-Методика и т ехника ведения экскурсий. Е го же. Экскурсионный метод. Е го же. Организация практических занятий по неживой природе. Изд. , Сеятель ". 1 9 2 3 г. 1 Хордикайнен. --- 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz