Еще об экскурсионной работе на Мурманской железной дороге // Вестник Мурмана. - 1924. - № 23. - С. 3-6.
В Е С Т Н И К № 23 (75). Отхожие промыслы . . . . 7.61 1 8 ,2 Равные другие наработки . 7. S O 8, 7 •Считая лее, что относится л лесу, получим 5 2 . 7 1 3 лиц или 5 4 , 4 " взрослых людей на все население, а это и составляет не мопсе 7 0 , 1 % от первых. Кроме леса отсюда вывозятся мраморы, цветные породы, порфир, огнеупорная глипа, рыба дичь, пуш нина и проч. Г. будущем, кроме огромного расширения лесного дела, установится вывоз руды, чугуна, тяжелого шпата, торфа и продуктов углежжения, передельного железа, по опять-так» с развитием путей сообщения. Ввоз: ману фактуры, колониальных товаров, бакалеи из Ленинграда, керосина из Ры б ин с к а ,— составляет вообще от вывоза леса всего 1 Ле сны е запасы, конечно, истощимы, как и всякие другие природные богатства, ежели только они эксилоати- руются хищнически, но, считая естественный прирост леса только в 0 , 1 6 куб. саж . на одну десятину в год и 0 , 5 куб. саж. па подушное годовое потребление, может быть свободно вырублено и вывезено 86°/о всего прироста леса. Приведенные возможности связываются путями, из которых первое место занимают водные. Основная водя ная а р т е р и я— Онежское озеро — Свирь — Ладожское озеро— Н е в а Финский залив. Этот путь является без преувеличения, основой жизни всего кр а я в течение почти 7 месяцев ежегодно. 11« в помощь ему возможно создание нового водного пути чисто внутреннего значения. Д л я этой цели могут быть использованы реки Ш у я и Водлица; дело в том, что бассейны этих рек довольно резко разделяются горным массивом, идущим поперек края с юго-востока на северо-запад. Водораздел про ходит несколько западнее Вагат-Озера. Если после рас чистки II урегулирования вообще Шуи и Водлицы, их соединить или каналом пли железнодорожной веткой с элеваторами, то получится прямой водный путь: Онеж ское озеро — Ш у я — В а г а т -О з е р о ,— ряд озер и рек— Водлнца— Ладожское о зеро— Шлиссельбург. Этот путь, будучи параллелен Свирп, сокращает расстояние до Ленинграда более, чем на 1 5 0 верст. Смычка виолпе возможна. Придется пройти каналом и железнодорожным путем, всего от 1 2 —-28 верст вблизи деревни Корзо. Урегулирование Шуи » Водлицы представляется вполне возможным и исполнимым даже в короткое время, например, в течение одного года. Шуя при общей длипе в 7:] версты по фарватеру, имеет 11 порогов длиною от 5 0 — 2 . 5 0 0 . сажен в общей сумме 3 . 3 8 0 с аж ., что составит (.),2'7„ ее длины. Общий список этих порогов следующий: 1-й порог. Выше церкви, в деревне Шуя. Длина около 1/., версты. Летом очень мелеет. 2-й порог. У дер. Нижний Бесовец и усадьбы бывших помещиков Лачиповых. Длина около 1 5 0 с. Т а к же мелеет. Немного выше этого порога сохранилась полуразрушенная плотина, слу жившая для лесопильного завода, ныне полуразрушенного. 3-й порог. Выше д. Верхний Весовец. Более сильный чем предыдущие, длиною около 1 версты. В этом месте Шуя протекает между с к а листыми берегами гнейса. 4-й порог. У часовни, выше д. Нижний Видан. Порог небольшой, длиною около 5 0 саж . Ниж е его река Шуя с каждым годом все более п более подмывает песчаные и глинистые берега и разливается на маленькие о зерки— ламбы. 5-й порог. Виданский перекат. Длина около 2 - х верст, сравнительно большой, в главном течении имеет водоиадик— ., падунец". 0-й порог. Сойвас. Длина около 50 с. немного выше д. Половинная. Как следствие из только что сказанного , вытекает, что к каждому руководителю экскурсией экскурсионной методикой и практикой предъявляются известные, чрезвы чайно легко выполнимые, требования: 1) Показывать и объяснят ь экскурсантам все то, что ты можешь показать но данной теме, 2 ) хорошо знать те предметы ил» явления, которые будут экскурсироваться, 3) построить экскурсию так, чтобы в ней не было пустых мест, пробелов, когда нечего показывать и не о чем говорить и 1) чтобы экскурсия носила известный порядок, пред варительно продуманный план. Выполнение этих элемен тарных условии делает любую экскурсию в высокой сте пени плодотворной. Демонстрировать предметы следует всегда так, чтобы данное явление или предмет могли видеть все экскур санты. и чтобы впоследствии не было наре к аний на то, что некоторые не успели посмотреть, рассмотреть и т. д. Объяснять— только то, что показывается, если нужны отступления в пояснениях , следует это делать в проме жутках между объяснениями экскурсируемых объектов. Вести объяснения но возможности проще, применяясь к составу участников экскурсии. Объяснение ка к и самый предмет всегда с в я зы в а й “ уже объясненным и последующим. Не объяснять того, что не знаешь сам или знаешь плохо. онание экскурсируемых объектов сводится к пред варительному н тщательному ознакомлению с ними на месте, в естественной среде или обычной обстановке. Руководитель должен уверенно переходить от одного предмета к другому, зная , где каждый из них находится и что про него можно сказать. Для этого, например, экскурсия на. болото должна проводиться только после того, к а к сам руководитель побывал на нем, сделал разрезы почвы, установил его происхождение (генезис), познакомился с его растительностью, характером окру жающей местности, рельефом и проч. Тоже следует про делывать при экскурсиях в лес. почвенных, ботанических, геологических, археологических и др. Экскурсиям про изводственным на фабрику, завод, в мастерскую и т. и. должно предшествовать предварительное знакомство ру ко водителя с историей предприятия, экономической сто роной его производства, потребляемым сырьем и изго товляемой продукцией, с хозяйственным положением предприятия, предполагаемыми внем улучшениями и проч., важно знакомство с системой мшннн и техническим оборудованием предприятия, и предварительно устано-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz