Экскурсионная работа и ее возможности на Мурманской железной дороге // Вестник Мурмана. - 1924. - № 20. - С. 4-6.

ВЕСТНИК № 20 (72). -1 1) в окр. д. П е р г у бы (близь ст. Медвежья Гора) на с. оконечности Онежского оз.; 2) на южном побережье оз. С е г о з е р а (ѵ д. Евгора н д. Карельская Масельга). Далее к северу невидимому пет надежды на даже самые скромные месторождения известняков вплоть до Ледовитого океана, если не принимать во внимание нескольких мало изученных пунктов среднего течения р. Варзугп на Кольском п— ове в виду отдаленноетп этого ранопа от ж. д. ( 150— 17 Г) в. но прямому на­ правлению через Кандалакшский залив). С е г о з е р с к о е местонахождение известковых пород заслуживает большого внимания как основной район снабжения известью. Впервые зарегистрированные мной выходы этих пород еще в 1910 г. замечают па двух островках: па о-ве К ю л ь м я с е — в ю.-з. углу Сегозера с чистыми кристаллпчески-зерпистьши известняками (един­ ственное месторождение чистой пе доломитизированной породы в Новенецком у.) и второе на о-ве Ю л ь м я к к е — в ю.-в. углу Сегозера между дд. Лисья Губа и Ка­ рельская Масельга с рухляковыми известково-доломито­ выми породами. Оба островка лежат на водном подходе к линии ж. д., а о-в Ііюльмнс находится вблизи водо­ пада Сиговец, на запасе живой силы которого в 1900 гг. строился чугуноплавильный Сиговецкий завод. Близость одной силы обеспечивает дешевое измельчение извест- вяка—естественная благоприятная конъюнктура для по­ лучения дешевого продукта известкования. П е р г у б с к о е месторождение малой мощности и менее удовлетворительно по свойствам своих известовых пород—сильно кварцеватых доломитов, очень крепких, трудно поддающихся размельчению. Территориально к этому месторождению следует причислить выходы рухля­ ковых доломитов па побережье между г. По в е н ц е м и Л у м б у ш а м п , описанные мной *), как интересные породы но заключенным в них минералам. (Продолжение следует). Проф. 11. Л . Норисов. силикатов пз доломитов окр. г. Ho- г. >) II. Борисов. Кристаллы венца Изв. I*. Акад. Наук. 1917 Экскурсионная работаи ее возможности на |Ѵ1урм. ж. д. Экскурсионное дело это— одна из виднейших отраслей просвещения, оперирующая главным образом с живыми и реальными объектами. 1! каждой экскурсии участники ее знакомятся с целым рядом явлений, относящихся к теме экскурсии систематически, т. е переходя от одного явления к другому, не утрачивая при этом л;иной между ними связи; кроме того, такая последовательная работа на экскурсии посит чрезвычайно наглядныіі характер, давая возможность каждому участнику воспринимать рассматриваемые явления непосредственно в их природной или реальной обстановке. Если экскурсии находятся под умелым и хорошим руководством, то они дают экскур­ сантам огромный материал, и приносят пользу гораздо большую, чем несколько докладов, лекций и диспутов. ту же тему, проведенных в аудитории. Этому способ­ ствует то обстоятельство, что в любой экскурсии имеется тройное действительное и непосредственное взаимоотно­ шение: руководителя, участников экскурсии и предмета экскурсии. Все эти три элемента между собою связаны такой живой и непосредственной связью, какой не удается достигнуть ни па лекциях, ни па докладах, ни даже в лабораториях или чтением хорошо написанных книг. Па экскурсии всяким участник ее может просить дополни­ тельных разъяснений, тотчас же, пе отходя от интере­ сующего его предмета, получить таковые в исчерпыва­ ющей форме, и тут же составить свое собственное мнение об этом предмете или явлении, уловить его связь с другими отменить особенности или отличительные при наки. жести железнодорожного метода расчетов делается масса ненужной но существу, совершенно непроизводительной работы. Параллелизм в работе особенно приметен станет, если мы обратим внимание на наши работы по расчетам за зарплату. Сведения последовательно прорабатываются и проверяются в заинтересованной службе, в финансовом отделе и, наконец в ЧНС; двойная проработка сведений производится по проведению финилана и по всем почти отчетным работам. Но параллелизм в значительной мере все же изжит; зато не почат совсем тяжело отражаю­ щийся па железнодорожном бюджете громоздкий метод взаимных расчетов. Дело в том, что все службы ведут с Материальной службой такой точный бухгалтерский расчет, как будто это сторонние учреждения, обязанные выплачивать друг другу наличными деньгами. И вот в результате этих десятков тысяч взаимных счетов (фактур), чтобы определить, сколько дороге нужно переложить денег из одного отделения в другое своего ли собствен­ ного кошелька, сколько перевести с одного счета на другой па липии н в Управлении пухнут бухгал­ терии разных служб, Содержатся не десятки, а наверно сотни лишних служащих. Кому нужны эти ппсапия фактур с расценками по фиктивным ценам ценника? Правда, эта громоздкая система взаимных расчетов ста­ рое дореформенное еще явление и заменить ее не так легко. По все же рационально поставленное конструиро­ вание финплана и тщательная постановка отчетности но его проведению могло бы избавить аппарат железнодо­ рожных Управлений от этого усложнения. Вот одна пз задач для работ ІЮТ а . Другое пе менее крупное зло железнодорожиого аппарата, это крайняя обособленность отдельных служб в работе. Каждая служба, помимо квалифицированного технического труда, ведет по линии работы, требующие от работника только небольшого навыка к этому роду работы, приобретаемого в непродолжительное время. И тем пе менее, каждая служба предпочитает обслужи­ вать свои нужды особыми рабочими. Пусть смазчик па маленькой станции работает всего 1 ' / 2 часа в день, дровоклад 2 1/ 2 н стрелочник 3 1 /2 часа, но у каждой службы должны быть свои агенты. Во.іее бесхозяйственной и нерациональной постановки и придумать нельзя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz