Экскурсионная работа и ее возможности на Мурманской железной дороге // Вестник Мурмана. - 1924. - № 20. - С. 4-6.
№ 20 (72). М УРМ АН А, 5 В этом положительные особенности экскурсионного культурно-просветительного метода. 15 области вне школьной работы со к«рослыми он не имеет себе равных. Образовательные экскурсии могут быть проводимы на самые разнообразные темы, по различнейшем вопросам, на какие угодно расстояния и различные сроки. В Европе и Америке образовательные экскурсии за последнее десятилетие получили широчайшее распространение. Число экскурсантов с каждым годом быстро возрастало, при чем участниками их оказываются представители самых разнообразных общественных групп и профессий: врачи, служащие, профессора, педагоги, рабочие, военные и т. д. Этот возрастающий интерес к экскурсиям в цивилизо ванных странах говорит достаточно хорошо в пользу этого метода, просвещающего и развивающего человека. В России после революции также стали широко рас пространяться всевозможные экскурсионные учреждения и устраиваться экскурсия. Достаточно назвать прошло годние экскурсии Главмузея в Крым, экскурсии этого года на Кавказ н т. д. Для экскурсий необязательны длинные маршруты и продолжительные путешествия. Большое количество и при том на самые разнообразные темы может быть устроено местных экскурсий. Большинство обитателей отдельного поселка, станции, города совершенно незна комы пи с растительным, ни с животным миром, его окружающим, не говора уже об особенностях устройства поверхности, почв, грунтов и т. п. естественно истори ческих факторов. А прошлое любого райова России, хорошо ли оно известно даже образованным людям, не говоря уже о широких слоях общества? Историческое, географическое и геологическое прошлое какой угодно территории может представить бесконечно ценный и интересный материал для экскурсий. Есть обширная область т. и. производственных экскурсий, имеющих своей целью ознакомление участников с полезными и произво дительными силами данного района или местности. ІІо- Общин рабочий аппарат для всех служб или по крайней мере для нескольких нужно создать не только на линии, по и в Управлении, стремясь, по возможности, сгладить резкие грапицы между отдельными службами и сократить море междуведомственной переписки, заменяя его более простыми и скорыми приемами взаимообщения. Техническая сторона работы железнодорожного аппа рата также нуждается в тех лее организационных улуч шениях, которые считаются очередными, до сих пор не выполненными задачами во всех госорганах. Море пере писки, заливающее все государственные учреждения, едва ли не более всего многоводно имеппо на железно дорожном аппарате. И вот задача НОТ'а и заключается в том, чтобы дать новую продуманную систему техники труда. Море бумаг, подавляющее средпего работника, сильно поуба вилось бы, если бы были, например, шире проведена система служебных записок и телефонограмм вместо переписки путем отношений с бесконечной регистрацией бумаг но журналам. Переход к системе карточной ре гистрации дел заметно облегчил бы справки, планировку лезные ископаемые, растения и животные могут служить великолепной темой для обширных и интересных экс курсий, при чем экскурсанты знакомятся не только с данный объектом на месте в его природном состоянии, но и со всеми теми этапами, которые данный предмет проходит до того момента, когда он становится готовым к употреблению продуктом. Для этого, конечно, необхо димо на месте наличие соответствующих обрабатывающих предприятий: фабрик, заводов и пр. К сожалению, район Мурм. ж. д. пока обладает весьма ограниченным кругом производств, могущих показать экскурсантам добычу п обработку каких-либо материалов. Сюда может быть отнесено только лесопромышленное дело с его заводами, пока очень слабо развитое рыболовство да зачаточная добывающая горная промышленность. Но и эти области хозяйства местпэго края могут дать мпого интересного и полезного трапспортпику-экскурсанту, особенно лесо пильное производство. В условиях Мурманского крал и Карелии можно провести целую серию естественно-исторических экскурсий, как па темы, касающиеся прошлого края, так н по отдельным царствам природы наших дней. Упомянем морские трансгрессии в ледниковую эпоху, имевшие место на территории современной Карелии, следы которых так наглядно выражены в Петрозаводске и ближайших его окрестностях, па типичные моренные отложения этого края, оставшиеся от ледниковых времен, па гра нитный массив Кольского и— ва и т. п. Как в Петроза водске, так и в тех местностях, где имеются хорошо выраженные отложения ледниковой эпохи, морены и пр., можно провести экскурсии, посвященные прошлому края, главным образом ледниковому времени; развить при этом перед экскурсантами картину древнего обследования, дать хотя бы элементарные представления о причинах, вы звавших и уничтоживших это обследование, указать по путно па имеющиеся на земле современные районы обледенения, указать последствия ледниковой эпохи, ее фауну, флору и пр. На Кольском п —ове темою для экскурсии может быть взят просто „гранит*. Слушателям дел и внес бы систему в работу. Чтобы избавиться от постоянных отвлечений от текущей работы справками, необходимо заранее установить определенный минимум справочных сведений, составляемых регулярно. Но не в этом еще самая больная сторона техники железнодорожных служб. Беда в том, что в них часто работа прежде, чем дойти до конца, проходит чрез не сколько рук; каждый начинает ее сначала и прораба тывает вновь. Работу думают выверить путем передачи из рук, в руки, а па деле выходит так, что у каждого работника таких дел скопляется так много, что про сматривать приходится наскоро; одни надеются, что поправит и проверит другой; и в конце концов у семи пяпек—дитя без глаза. Необходимо установить строгую систему в распре делении работы. Каждый служащий должен считаться ответственным за свое дело и вести его от начала до конца; система проверки дел путем передачи из рук в руки должна быть оставлена, как не достигающая цели и влекущая распухание штатов. Система технической работы рядовых работников
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz