Экскурсионная работа и ее возможности на Мурманской железной дороге // Вестник Мурмана. - 1924. - № 20. - С. 4-6.

№ 20 (72). М УРМ АН А, 5 В этом положительные особенности экскурсионного культурно-просветительного метода. 15 области вне­ школьной работы со к«рослыми он не имеет себе равных. Образовательные экскурсии могут быть проводимы на самые разнообразные темы, по различнейшем вопросам, на какие угодно расстояния и различные сроки. В Европе и Америке образовательные экскурсии за последнее десятилетие получили широчайшее распространение. Число экскурсантов с каждым годом быстро возрастало, при чем участниками их оказываются представители самых разнообразных общественных групп и профессий: врачи, служащие, профессора, педагоги, рабочие, военные и т. д. Этот возрастающий интерес к экскурсиям в цивилизо­ ванных странах говорит достаточно хорошо в пользу этого метода, просвещающего и развивающего человека. В России после революции также стали широко рас­ пространяться всевозможные экскурсионные учреждения и устраиваться экскурсия. Достаточно назвать прошло­ годние экскурсии Главмузея в Крым, экскурсии этого года на Кавказ н т. д. Для экскурсий необязательны длинные маршруты и продолжительные путешествия. Большое количество и при том на самые разнообразные темы может быть устроено местных экскурсий. Большинство обитателей отдельного поселка, станции, города совершенно незна­ комы пи с растительным, ни с животным миром, его окружающим, не говора уже об особенностях устройства поверхности, почв, грунтов и т. п. естественно истори­ ческих факторов. А прошлое любого райова России, хорошо ли оно известно даже образованным людям, не говоря уже о широких слоях общества? Историческое, географическое и геологическое прошлое какой угодно территории может представить бесконечно ценный и интересный материал для экскурсий. Есть обширная область т. и. производственных экскурсий, имеющих своей целью ознакомление участников с полезными и произво­ дительными силами данного района или местности. ІІо- Общин рабочий аппарат для всех служб или по крайней мере для нескольких нужно создать не только на линии, по и в Управлении, стремясь, по возможности, сгладить резкие грапицы между отдельными службами и сократить море междуведомственной переписки, заменяя его более простыми и скорыми приемами взаимообщения. Техническая сторона работы железнодорожного аппа­ рата также нуждается в тех лее организационных улуч­ шениях, которые считаются очередными, до сих пор не выполненными задачами во всех госорганах. Море пере­ писки, заливающее все государственные учреждения, едва ли не более всего многоводно имеппо на железно­ дорожном аппарате. И вот задача НОТ'а и заключается в том, чтобы дать новую продуманную систему техники труда. Море бумаг, подавляющее средпего работника, сильно поуба­ вилось бы, если бы были, например, шире проведена система служебных записок и телефонограмм вместо переписки путем отношений с бесконечной регистрацией бумаг но журналам. Переход к системе карточной ре­ гистрации дел заметно облегчил бы справки, планировку лезные ископаемые, растения и животные могут служить великолепной темой для обширных и интересных экс­ курсий, при чем экскурсанты знакомятся не только с данный объектом на месте в его природном состоянии, но и со всеми теми этапами, которые данный предмет проходит до того момента, когда он становится готовым к употреблению продуктом. Для этого, конечно, необхо­ димо на месте наличие соответствующих обрабатывающих предприятий: фабрик, заводов и пр. К сожалению, район Мурм. ж. д. пока обладает весьма ограниченным кругом производств, могущих показать экскурсантам добычу п обработку каких-либо материалов. Сюда может быть отнесено только лесопромышленное дело с его заводами, пока очень слабо развитое рыболовство да зачаточная добывающая горная промышленность. Но и эти области хозяйства местпэго края могут дать мпого интересного и полезного трапспортпику-экскурсанту, особенно лесо­ пильное производство. В условиях Мурманского крал и Карелии можно провести целую серию естественно-исторических экскурсий, как па темы, касающиеся прошлого края, так н по отдельным царствам природы наших дней. Упомянем морские трансгрессии в ледниковую эпоху, имевшие место на территории современной Карелии, следы которых так наглядно выражены в Петрозаводске и ближайших его окрестностях, па типичные моренные отложения этого края, оставшиеся от ледниковых времен, па гра­ нитный массив Кольского и— ва и т. п. Как в Петроза­ водске, так и в тех местностях, где имеются хорошо выраженные отложения ледниковой эпохи, морены и пр., можно провести экскурсии, посвященные прошлому края, главным образом ледниковому времени; развить при этом перед экскурсантами картину древнего обследования, дать хотя бы элементарные представления о причинах, вы­ звавших и уничтоживших это обследование, указать по­ путно па имеющиеся на земле современные районы обледенения, указать последствия ледниковой эпохи, ее фауну, флору и пр. На Кольском п —ове темою для экскурсии может быть взят просто „гранит*. Слушателям дел и внес бы систему в работу. Чтобы избавиться от постоянных отвлечений от текущей работы справками, необходимо заранее установить определенный минимум справочных сведений, составляемых регулярно. Но не в этом еще самая больная сторона техники железнодорожных служб. Беда в том, что в них часто работа прежде, чем дойти до конца, проходит чрез не­ сколько рук; каждый начинает ее сначала и прораба­ тывает вновь. Работу думают выверить путем передачи из рук, в руки, а па деле выходит так, что у каждого работника таких дел скопляется так много, что про­ сматривать приходится наскоро; одни надеются, что поправит и проверит другой; и в конце концов у семи пяпек—дитя без глаза. Необходимо установить строгую систему в распре­ делении работы. Каждый служащий должен считаться ответственным за свое дело и вести его от начала до конца; система проверки дел путем передачи из рук в руки должна быть оставлена, как не достигающая цели и влекущая распухание штатов. Система технической работы рядовых работников

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz