Федосеев, В. М. Северный рейд : 2400 км на лыжах из Москвы к Северному Ледовитому океану по Карелии, Беломорью и Кольскому полуострову / В. М. Федосеев. - Москва : ОГИЗ ; Ленинград : Физкультура и спорт, 1931. - 79, [1] с.

Обучение на лыжах с горным креплением так же легко, как и с обыкновенным носковым ремнем, даже еще легче. А между тем в отношении крепления у нас до сих пор на­ блюдается жесточайший консерватизм. В егерском батальоне, в Ухте, в Кестеньге мы много гово­ рили с прекрасными лыжниками, карелами и финнами по этому поводу. Они против горного крепления, за обычные пьексы и даже за длинные лыжи. Их никак нельзя было убе­ дить в том, что лыжник с горным креплением несравненно более боеспособен, чем без такового. И между прочим мы сами были свидетелями, как они снимали свои лыжи и несли их в руках, чтобы подняться на мало-мальски крутую горку. Против нас будут действовать армии хорошо вытренирован- ные, прекрасно владеющие лыжной техникой. Лыжники-бойцы принуждены будут для скрытного передви­ жения пользоваться лощинами и глубокими оврагами, брать перевалы и крутые спуски. И лыжник, потерявший в бою лыжу, под огнем противника, будет обречен на верную смерть. Доводы, которые нам приходилось слышать, что будто бы с горным креплением легко можно сломать себе ногу,— со­ вершенно не обоснованы и нигде еще не подтверждались на практике. Только отделенный командир, т. Чиркин, признал наше крепление и то только после того, как остановился на краю пропасти. Следовательно, мы за хорошие управляемые стандартные лыжи и горное крепление. Один из участников нашего перехода, т. Ерков, сконстру­ ировал прекрасное крепление, которое может быть поставлено на любые лыжи и устраняет трение подошвы о скобу путем замены скобы подвижными щечками. Это крепление нужно про­ двинуть в широкие массы лыжников, тем более, что изгото­ вить его „проще пареной репы®. Мы шли в ботинках „турист". Они хотя и называются спе­ циальными лыжными, но имеют целый ряд недостатков. Основ­ ное— в них замерзают ноги. Валенки для пяточных ремней и скоб мало пригодны: пригоняются слабо и быстро проти­ раются. Здесь также есть большое поле для изобретательства. Нужно сконструировать такие лыжные ботинки, чтобы соче­ тать в них легкость кожаной обуви, прочность с теплом ва­ ленка. Например что-нибудь в роде северных „шекельтонов" с твердой подошвой, твердым носком и брезентовым и су­ конным верхом, легко просыхающими.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz