Федосеев, В. М. Северный рейд : 2400 км на лыжах из Москвы к Северному Ледовитому океану по Карелии, Беломорью и Кольскому полуострову / В. М. Федосеев. - Москва : ОГИЗ ; Ленинград : Физкультура и спорт, 1931. - 79, [1] с.

Скоро показывается Мурманск. Он лежит в котловине, окру­ женной невысокими горами у Кольской бухты. Посмотришь на город сверху. Здесь нет ни одной церкви! Свежие деревян­ ные срубы. Новые каменные дома. В 1915 году здесь поселились два финна-охотника, в старой, выброшенной морем, барке. Потом в связи с империалисти­ ческой войной начали строить железную дорогу. И стал вы­ растать город. Затем пришли англичане. И сейчас еще стоят в городе английские полукруглые бараки, покрытые толем и гофрированным железом. Растет город. Кольская бухта никогда не замерзает. Здесь проходит ветвь Гольфштрема, и сюда могут заходить суда лю­ бой мощности. На рейде стоят десятки иностранных парохо­ дов. Англичане, французы, норвежцы, немцы. Порт не справляется с грузами. Почти нет механизации. Под снегом лежат тысячи ящиков с дорогим импортным обо­ рудованием. Круглые сутки работают грузчики, с „дубину­ шкой" нагружая ящики на железнодорожные платформы. И все-таки не справляются. Сколько цехов, сколько фабрик ждут этих ящиков! Мы знакомимся с траловой базой, заходим на тральщики. Эти маленькие утлые суденышки проводят по 30—40 суток в океане и тралом — особой сетью — вылавливают треску, пикшу, зубатку, семгу. Мы видели тральщиков, которые при­ ходили из океана. Они были покрыты льдом до самых вер­ хушек мачт. Тяжелая работа матроса на тральщике. Нужно не только ловить рыбу, но и здесь же, на палубе, на леденящем ветру при сильной качке потрошить рыбу и засаливать. Траловая база становится крупнейшим комбинатом. Здесь не только засольные рыбные склады. Здесь строится фильтро- завод для выработки рыбьего жира из печени тресковых пород, и этот завод будет последним словом мировой техники. Есть холодильник, судоремонтные мастерские, электростанция. И если на базе сейчас работают 30 тральщиков, то к концу пятилетки их будет 176. Отсюда из Мурманского порта кратчайший путь до Нор­ вегии, Англии и Северной Америки. Великий Северный путь, который свяжет Мурманск с Сибирью, откроет широкую до­ рогу сибирскому хлебу за границу. Очень радушно нас принимают на военных пограничных судах. Мы агитируем моряков подзаняться лыжами, В самом деле, ведь затерло же совсем недавно „Пургу" в Полярном 5*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz