Прошлое Мурманско-Карельского края // Вестник Мурмана. - 1923. - № 17. - С. 12-14.

14 В Е С Т Н И К № 17. имеют успеха, в виду оторванности его от населенных мест России и отсутствия удобных путей сообщения. В 1871 г. возникает проект проведения Вытегорско- Онежской жел. дор. Около этого же времени, или не­ сколько позже, появляется проект Больмана о проведении па Мурман конно-железной дороги; в 1894 г. уже твердо ставится, в связи с проектом о постройке на Мурмане военного порта, вопрос о проведении Мур­ манской жел. дор. В следующем году последовало раз­ решение строить дорогу на Петрозаводск, но дело оста­ валось без движения до 1908 г., когда только был ассигнован на это кредит; однако, начавшаяся война с Японией помешала и на этот раз осуществлению этого проекта и постройка начата Обществом Олонецкой жел. дор. уже в 1918 г. Вопрос же об осуществлении Мурманской линии получил разрешение лишь 1 января 1.915 г., уже во время последней войны. Революция, в корне изменившая хозяйственные отно­ шения, борьба на территории Мурманской жел. дор. с белыми и англичанами, наконец, выступление фин­ ляндских бандитов уже в 1922 г., сопровождавшееся опусюшенпем Карелии,-—все это лишает возможности поставить учет того, что в экономическом отношении принесла Мурм. жел. дор. краю; этот учет можно будет поставить лишь тогда, когда жизнь мало мальски войдет в свою колею. _ Какие же выводы из этих исторических справок, должно сделать и отношении к ближайшим очередным задачам на Мурмане. Прежде всего, каяалось бы, нужно признать совер-' шенпо неуместным тот пессимизм, который распростра-] няется относительно Мурманского края. Как бы пе-; чяльно ни было наше хозяйственное положение теперь,; но нам не может быть непосильным то, что оказалось, но силам нашим предкам в начале XVI в. Если тогда пешком через весь Кольский полуостров ходили на Мурман десятки тысяч промышленников, иногда с отда-; ленных мест, то, при известных мерах и усилиях, вполпе возможно привлечь туда достаточное количество про­ мышленников теперь, когда на Мурман можно спокойно: и скоро проехать по жел. дор. В XVI в. не тратили миллиардов на оживление края, а привлекли только к разработке его богатств достаточное количество ра­ бочих рук. Ф. Белявский. Водьная заимка на Дапдандеком подуоетрове. 3. Как выросло село Ловозеро. В девяностых годах прошлого столетия ныне бога­ тое н людное оленеводческое село Ловозеро, находящееся в самом сердце Лапландии (6 7055 сев. шир. и 4 °35' восточн. долг, от Пулкова), было маленьким заброшен­ ным лопарским поселением, отличавшимся от других лопарских поселков только тем, что в нем была цер­ ковь и при неркви жил священник. Около церковного дома ютилось тогда 15 лопарских избушек. Теперь в селе 128 домохозяина, из коих 71 принадлежит к так называемым ижемцам. Этим „ижемцамк село и обязано своим развитием. Ижемцы пришли, правильнее началп приходить в село в девяностых годах прошлого столетия. Вот об этих-то ижемцах-зыряпах, об их приходе в Лапландию, о том, как текла, течет и потечет жизнь их в местах, прорезываемых северной частью Мурман­ ской дороги, о том, что они дали и могут дать краю, я и хочу рассказать в настоящем очерке. Все известные мне этнографы относят так назы­ ваемых ижемцев, живущих на Лапландском полуострове к зырянам. Сами же ижемцы считают себя чисто рус­ скими выходцами из Ярославской губернии когда - то давно ушедшими оттуда за Урал. Это противоречие может быть объяснено довольно легко, ибо некоторые этнографы полагают, что в XVI веке зыряне доходили до Ярославской губернии. Во всяком случае, в на­ стоящее время зыряне интересующего нас района на­ столько обрусели, что отличаются в бытовом укладе своем от жителей Средней России только теми особен­ ностями, которые выработало в них оленеводство, со­ ставляющее основу их бюджета и тем, что зырянское наречие сохранилось среди них па ряду с русским! языком, которым они владеют все. В конце семидесятых годов прошлого столетия мы за-t стаем наших ижемцев еще в низовьях Оби, около Обдорска. По словам старейшего из пришельцев, II. И. Ро- чева, первая группа переселенцев, в составе 4 чумоь. (хозяйств) с 5 .800 оленей, посылала ходаков обследо-: вать новые места еще в семидесятых годах и от них получила весьма благоприятные сведения о том, что! олений корм (ягель) есть на всем пути следования. В 1879 г., после большого падежа оленей, эта: группа решила направиться на новые места, следуя вверх по течению Оби. Проведя лето в Большой Тундре и зиму в Колвице (Колва), около 1 марта 1880 года наши ижемцы попадают на Печору, оттуда через Мало- земельскую Тундру направляются на Капинский полу­ остров, доходя до самого Канина Носа. На Капинском полуострове наша группа живет 8 лет, ведя торговлю оленьим мясом с городом Мезенью. Около Мезени путешественников постигло несчастье они потеряли больше половины своих стад (из 5.800 голов оленей осталось меньше 2.000). С Канинского полуострова через г. Мезень и реку Колой и Зимнюю Золотицу, ижемцы проходят в устье! Двины, не доходя до Архангельска; отсюда, пройдя через реку Маймаксу и Онегу, попадают в Сороку; из Сорок идут через Кемь, Кореть, по льду через Канда- • лакшский залив на ІІорыо губу в Кандалакшские и оттуда в Хибинские горы. Здесь наши странники останавли- [ ваются на один год и, наконец, отсюда попадают в Ловозеро, проведя на своем пути многие годы и сделав Г много тысяч верст, путешествуя со всем своим добром, і

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz