Прошлое Мурманско-Карельского края // Вестник Мурмана. - 1923. - № 15. - С. 10

10 ВЕСТНИК № I S . Прошлое Мурманско-Карельского края. Говорить о прошлом Мурмана и Карелии нас за­ ставляет не любовь рыться в ныли архивов и не стре­ мление втянуть в это дело и читателя,— история раз­ вития и упадка промысловой жизни на нашем крайнем северо-западе дает безошибочные руководящие начала для разрешения современных назревших нужд этого края— вот что заставляет обратиться к ней. Сведения о морских промыслах в „полуночных с т р а н а х „ н а Студеном море“ доходят до нас с самого древнего времени. Лопари и финны платили дань князьям северной Руси еще в IX в. В XI в., по дан­ ным новгородских летописей, ватаги новгородские про­ мышляли уже на Мурмане рыбу, а на Терском берегу— моржа. Пройдя еще в то время вдоль и поперек Лап­ ландию, новгородцы не рассказывали о ней легенд, как финны, в преданиях которых Лапландия изображается иолусказочной страной, полной таинственных чародейств. Отважные мореходы и неукротимые морские разбойники норманы нападали иногда на ближайшие становища оленеводов-лопарей, исконных обитателей края, но это для них была не добыча, их привлекала более богатая Биармия, куда, приблизительно к месту нынешних г. Холмогор, они и совершали набеги. Это был самый крупный торговый центр на всем древнем севере. Хол- могоры вели торговлю с норманами, датчанами, древ­ ними персами и подданными великого Монгола. Мидий- ские и персидские купцы направляли сюда товары с Каспийского моря, по Волге, Каме на Чердынь, отсюда чрез реки бассейна Печоры и Сев. Двины. С запада сюда приходили новгородцы со своими товарами, а с севера— норманы. Торговые сношения норманов чаще носили характер грабежа, новгородцы же старались 8 кзрогкЗшямод МУРМШ, ( 7 Иеседа с Уполнаркомпути по Сев.-Зап. обл. » тов. Сверчковым). — Каково состояние Мурманского порта сейчас и каково его будуще? —спросил наш сотрудник вер­ нувшегося недавно из Мурманска Уполнаркомпути по Сев.-Зап. обл., тов. Сверчкова. По словам тов. Сверчкова, обследование обнару­ жило в порту бесхозяйственность и бессистемность р а ­ боты. С переходом порта в ведение Уполнаркомпуть это должно быть устранено. Для этого мною отдано распоряжение о предоставлении Мурманской ж. д. двух складов в порту, о приведении перегрузочной способ­ ности порта ’до нормы настоящего вывоза ж. д.—до 60 вагонов в день. В дальнейшем, по мере того как способность ж. д. вывозить из Мурмана—груз будет увеличиваться, порт будет соответственно повышать свои перегрузки. Развитие порта таким образом тесно связано с Мурманской ж. д., которая в своих север­ ных участках с трудом справляется с провозом боль­ ших грузов. Если это будет устранено, то можно будет в ближайшем будущем значительную часть ввозных и вывозных товаров направить через Мурманский порт, что окажется гораздо более выгодным и удобным, чем торговля даже через Петроградский порт. Дело в том, слить с собою население и оставить свои опорные колонизационные пункты. Первое по времени известие об этих походах норман в Биармию сохранились в от­ чете английскому королю норвежского викинга Отара; путешествие его в Биармию относится іс 869 г., Мур­ манский и Терский берег по отчету представляли в то время еще пустыню, только время от времени появля­ лись сюда обитатели внутренней части материка для рыбной ловли. Далее известны походы Эрика в 920 г. и Гаральда в 964 г. От 1024 г. сохранилось описание похода Туре-Гунда, сопровождавшегося ограблением кладбища и богато украшенного идола Иомалы. Эти грабительские походы мешали колонизаторской работе новгородцев, так как- все, что пришедшие морем нор­ маны нашли бы оседлого на Мурманском берегу, они предали бы расхищению. От частого появления их у берегов Кольского полуострова самый берег получил название Мурманского (искал;. Норманского). Мурман­ ским называлось и одно из устьев Сев. Двины, чрез которое входили в реки их корабли, успешнее шла колонизационная работа с юга, Карелии, Здесь ка­ рельские племена как-то быстро и, видимо, довольно мирно подчинялись влиянию новгородских славян, вместе с ними воевали то с Суздальскими князьями (1149 г.), то с шведами и финнами. В 1187 г. карелы вторглись в пределы Швеции, проникли на берега Меларского озера, сожгли Ситтуну, через три года разрушили го­ род Або. В 1227 г. почти все карелы были обращены новгородцами в христианство. После этого русская ко­ лонизация пошла сюда широкой волной. Одновременно с закреплением южной Карелии нов­ городцы приняли настолько решительные меры к упро- что Петроградский порт требует сейчас огромных за­ трат на углубление Невы для прохода больших паро­ ходов, меж тем в Мурманске мы имеем такую глубину, которая вполне пригодна для таких пароходов, наконец, то, что в Мурманском порту нет расходов по содер­ жанию, ремонту ледоколов, делает его гораздо более выгодным для провоза товаров. Все это, вместе с раз­ витием Мурманской ж. д. гарантирует в недалеком бу­ дущем для Мурмана— значение крупного торгового порта. — Может ли Мурман сейчас принять те груз которые через него ул;е теперь направляются? Вполне. Можно также полагать, что он удовлетворит своим весьма богатым оборудованием нашу торговлю и в ближайшее время. Хотя к его расширению, ремонту некоторых кранов и т. д. уже принимаются меры. В заключение тов. Сверчков коснулся жилищного вопроса на Мурмане. Вопрос этот стоит довольно остро. Условия, в которых приходится жить рабочим и слу- жаіци, несомненно тормозят развитие порта. Дома, кото­ рые за время войны построили в Мурмане англичане, совершенно непригодны для жилья. Работу по застройке Мурмана ведет Мурманская ж. д. и нужно полагать, что она ее выполнит вполне. Если жилищный вопрос будет разрешен, порт несомненно, оживет и приобретет в будущем огромное значение в развитии хозяйства страны и области. В. Найденов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz