Визе В. «Малыгин» на Земле Франца – Иосифа // Карело-Мурманский край. - 1931. - № 9/10.- С. 59-62.

№ 9—10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 61 „ЛЦ-127“ в бухте Тихой (пролив Меллениуса). Эккенер, естественно, стремился сократить время своего пребывания в бухте Тихой до минимума. Приняв почту с высланной с „Малыгина" шлюпки и сдав ей свою, дирижабль сейчас же снялся. Таким образом эта встреча— гвоздь полярного сезона — в сущности ничего не дала в смысле выяснения возможности совместной работы ледокола и дирижабля. Я не сомневаюсь в том, что, произойди эта встреча в открытом море (куда „Малы­ гин “ мог бы выйти, если бы своевременно получил уве­ домление), результаты были бы много интереснее и ценнее. Из бухты Тихой „Малыгин" направился к мысу Флора. Участвовавший в экспедиции Умберто Нобиле возло­ жил здесь букет из живых цветов у памятника, поста­ вленного на мысе Флора в 1901 году в честь трех погиб­ ших участников итальянской экспедиции герцога Абруц- кого. Дальнейший путь „Малыгина1 лежал по широкому Британскому каналу, который был совершенно свободен от льдов. Посетив мыс Норвегия, где в 1895— 96 годах в хижине из камней зимовал Фритьоф Нансен, ледокол вышел в море Королевы Виктории и продолжал свой путь к Земле Рудольфа — самому северному из остро­ вов архипелага. Однако, добраться до этого острова оказалось не так легко. Встретились довольно сплочен­ ные льды, а неизменно сопутствовавшие нам густые туманы не позволяли находить лазеек во льдах. Не оставалось ничего другого, как лечь в дрейф и ожидать улучшения погоды. Кажется, это бездеятельное болта­ ние во льдах мало понравилось нашим туристам. Но такова Арктика: чтобы добиться здесь намеченной цели, необходим неограниченный запас терпения. Четверо суток льды и туманы держали нас в плену и только 5 августа ледоколу удалось подойти к бухте Теплиц на Земле Рудольфа. Эта бухта оказалась сплошь забитой мелким льдом, по которому участникам экспе­ диции пришлось пешком пробираться до берега. Такие переходы по пловучему битому льду требуют известного навыка, а главное быстрой сообразительности. Так как почти все наши туристы были новичками в таком деле, то, прежде чем выйти на берег, многим пришлось при­ нять арктическую ванну. Особенным неудачником ока­ зался немецкий журналист Зибург, который провалился в воду по шею. Уцепившись одной рукой за край льдины, с берега, наконец, неудержимое „ура“. С берега отвалила шлюпка и вскоре на борт „Малыгина" взошли бородатые люди с сияющими на обветренных лицах гла­ зами. Мы обняли их и крепко пожали руки этим мужественным людям, целый год бывшим отрезанными от мира. Они рассказали нам, что зимовка прошла благо­ получно и что они выполнили возложен­ ные на них работы полностью. На берегу нам был устроен торжественный ужин, за которым фигурировала редиска, выращен­ ная в парнике в бухте Тихой, т. е. за 80° северной широты. Иностранцы имели воз­ можность воочию убедиться в размахе нашей научной работы б Арктике и в том энтузиазме, с которым этой работе отда­ ются наши молодые силы. 28 июля наш радист перехватил радио, из которого мы узнали, что „Граф Цеп­ пелин" пролетел Архангельск и находится на пути к Земле Франца-Иосифа. Встреча „Малыгина“ с дирижаблем, согласно пред­ варительному уговору, должна была произойти в море к югу или к северу от Земли Франца-Иосифа. Так как, однако, Радио-станция на о. Гуккера. никаких вестей с Цеппелина мы не получали, то догады­ вались, что доктор Эккенер решил сделать посадку в бухте Тихой. О местопребывании „Малыгина14 мы ежедневно сообщали по радио в Берлин обществу Аэро- арктик. Вечером гигантская сигара показалась над Бри­ танским каналом. Дирижабль летел низко и вскоре п о ­ вернул к бухте Тихой. Условия погоды были идеальны: небо было чисто, видимость прекрасная, тянул еле з а ­ метный ветерок с нордоста. Сделав несколько кругов, дирижабль пошел на снижение. Местом посадки Экке­ нер выбрал пролив Меллениуса, отделяющий остров Гукера от острова Скотт-Кельти. В этом проливе, как и в большинстве проливов Земли Франца-Иосифа, существуют стремительные приливо-отливные течения, о которых Эккенер, повидимому, не знал. Сразу же после посадки дирижабль стало быстро дрейфовать под влиянием течения, причем гондола ударялась о льдины, грозившие пробить ее. Очутившись в такой обстановке,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz