Тагер Е. Путешествие на Поной: дневник писателя // Карело-Мурманский край. - 1930. - № 7/8. - С. 48-50 ; № 9/10. – С. 37-39.
48 К А Р Е Л О - М У Р М А Н С К И Й К Р А Й № 7 - 8 Путешествие на Поной (Дневник писателя ') 2 июня 1930 г. Мурманск. После трех дней бешеной снежной бури — просвет ление и тишина. Снег блестящий и чистый, воздух чет кий, прозрачный до того, что расстояние как-будто со кратилось, — на горах, по ту сторону залива, видишь каждую иголочку сосенки. Сегодня должен притти „Сибиряков". 3 июня. „Сибирякова" нет. По сведениям морагента— отстаивается от шторма где-то на Терском берегу. А здесь — великолепное солнце, небо из темной би рюзы, и уже матовый, подтаявший снег. 4 июня. Дохнул теплый ветер, лизнул горы — снег в одну ночь унесло. Легкой-легкой зеленой пушистостью отсвечивают приземистые березки. Ехать бы и ехать... Морагентсообщает: „Сибиряков" мотается где-то около Териберки; его нагоняет „Канин". Возможно, придет даже раньше. На „Канине“ ехать лучше— каюты, буфет. „Сибиряков1 — ледокол, летом перевозит груз, для пас сажиров не приспособлен. Пожалуй, лучше дождаться „Канина" — все равно, времени потеряно много. 5 июня. Одновременно пришли „Канин" и „Сиби ряков". „Канин" напоролся на банку (подводная гряда камней), повредил киль, еле приполз. Будет лечиться в здешнем плавучем доке. Сколько это продлится — неизвестно. „Сибиряков" отходит завтра (опоздав про тив расписания на 4 дня). Надо бы, не теряя времени, ехать на „Сибирякове", а все отговаривают—и в окрис- полкоме, и в управлении порта; пуіают — очень уж тяжелые условия. ■) Из книги о Севере, выходящей в „Издательстве писателей" в Ленинграде. 6 июня. „Канин" чиниться будет недолго, но потом пойдет прямым рейсом на Архангельск, ни в одно ста новище не зайдет. Дело гиблое, приходится плыть на „Сибирякове” . Он в порту, энергично нагружается при пасами для становищ. Отходит завтра в 7 утра. К капитану подошли два беспризорные пассажира. Они в кожаных куртках, они в высоких сапогах, у них портфели, у них насквозь ответственный и непромокаемый вид,—это организаторы иода, —экспедиция из Ленинграда. Их встре чает то же широкое гостеприимство капитана, и уже через минуту, -— под тяжкое гудение, под шумный от чал парохода — они рассказывают вместе, вперебой, как люди, влюбленные в дело, одержимые делом, - расска зывают об успехах своего дела, о перспективах йодного строительства на Мурмане. Они организовали базу на Кильдине, базу в Цыпнаволоке, теперь исследуют Мур манское побережье дальше к востоку. Запасы иодистых водорослей — ламинарий — неистощимы, техника обра ботки несложна, отношение местной власти самое вни мательное, самое сочувственное,— дело должно пойти. Эту государственную программу — две тонны иоду, две тонны жгучей, пахучей, коричневой валюты — Мурман выполнит. Но начинается, — нехватает рабочих р у к ,— рыбацкое население редкое, занято основным своим де лом, к небывалому виду заработка относится выжи дательно, осторожно. Правда, можно использовать приш лый элемент, — вот, например, под Териберкой сто шестьдесят астраханских кулаков еще пока ничем не заняты, их бы можно привлечь к собиранию водорос лей, если только море там выбрасывает так же много ламинарий, как на Кильдине... А кроме рабсилы сколько непредвиденных осложнений! Например, отсутствие эле ментарных орудий производ ства— грабель, вил, носи лок... Ведьздесь ни деревца,— гранит и море, о деревян ном инвентаре не прихо дится думать, — надо забро сить железный. Это пустяк, но всякий пустяк необхо димо учесть, иначе зайдешь втупик. Печи тоже надо сконструировать легкие, пере носные, специального типа... Или вот еще огорчение, со всем уж нечаянное: на этом же Кильдине, где обсыхают извергнутые океаном тысячи тонн ламинарий, — организо ванно плодятся и размно жаются сотни три серебри стых пышнохвостых песцов. А песцовые спецы руками и ногами против какого то ни было соседства. Кильдин —для песцов, и ни каких гвоздей! Госторг столк нулся с ВСНХ, организа ция зверя противоборствует
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz