Порта и убежища на Мурманском побережье / Ломпо-Трофимов, Ветров Я. // Карело-Мурманский край. - 1930. - № 3. - С. 28-29 ; № 4/5. - С. 28-30.
№ 3 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 27 Порта и убежища на Мурманском побережье (В порядке обсуждения) Усовершенствование, моторизация и увеличение коли чества промысловых рыбацких судов всецело зависит на сегодняшний день на Мурманском побережье от темпа развертывания строительства портов и убежищ. Последние, в силу особенностей Баренцова моря, подверженного частым штормам, для промышленников являются необхо димыми условиями спасения их жизни, промыслового флота и снасти. Вопрос о строительстве портов и убе жищ на Мурмане поднимался несколько раз как среди ученых, так и практиков рыбного дела, но практическое осуществление его далеко отстает от требований, выявлен ных жизнью. Пятилетний план реконструкции всего кустарного рыб ного промысла округа, ставит настолько в категорической форме вопрос о портах и убежищах и в такой тесной форме со всеми остальными объектами строительства (расширение промыслового рыбацкого флота, береговые сооружения по обработке рыбных продуктов, жилищное строительство и т. д.), что без правильного разрешения указанных вопросов может пострадать наша напряженная в целом работа по выполнению генерального плана. Мы ставим вопросы портового строительства в тесную связь с рыбообрабатывающими предприятиями, с реор ганизацией и реконструкцией последних на основе новых технических завоеваний. Те пункты побережья,в которых первоначально засели промышленники, где к настоящему времени мы уже имеем целые становища (рыбацкие се ления) и где частным капиталом в прежнее время откры вались рыбоприемные пункты (фактории) в большинстве случаев являлись удобными естественными убежищами для стоянки судов во время „погоды" (штормов, туманов). В то время, когда исключительное большинство промыш ленников приезжало на Мурман только на время прове дения путины и по окончании последней уезжало в Архан гельскую и Северо-Двинскую губернии, Карелию и т. д. и на Мурмане оставалась самая незначительная часть рыбаков, все постройки, в том числе и ры бообрабатывающие заведения, носили больше временный характер, чем постоянный. Частный капитал в то время совершенно не был заинтере сован в капитальном строительстве, так как он и при низком органическом строении капитала пожинал хорошую прибыль. Но по мере роста кооперированного рыбацкого населения, улучшения промыслового флота и уве личения рыбной продукции и требований, предъ являемых со стороны нашего народного хозяй ства, Советская власть не может удовлетворяться старыми методами работы. Поэтому для подведе ния новой технической базы боевой задачей сегодняшнего дня должно явиться полное пере оборудование по всему фронту рыбного хозяй ства, что и было учтено пятилетним планом рыбного промысла Мурманского округа. Переходя к практическим соображениям по строительству портов и убежищ по Мурман скому побережью, согласно наметок пятилетки, мы считаем необходимым привести ряд пока зателей, которые должны быть приняты во внима ние соответствующими организациями и нашей советской общественностью. Чтобы сразу обеспечить возникающие рыбацкие кол хозы (куда будет в 1930 г. втянуто до 7 5—80% всего рыбачества Мурмана) нормальной хозяйственной работой, строительство портов и убежищ должно перейти на удар ный темп. С этой целью из всего числа становищ должны быть выбраны в 1930 г. самые главные и основные пункты, где скорее всего могут быть начаты и закончены работы, вся практическая работа должна быть с о г л а с о в а н а с п л а н о м к о л х о з н о г о с т р о и т е л ь с т в а , особенно с объявлением всего района трескового промысла районом сплошной коллективизации. Согласно данным учета рыбацкого флота по тресковому промыслу, в 1925 г. всех судов было 1056 единиц, в 1926 г.— 1243 ед., в 1928 г.— 1563 ед., в 1929 г.— 1001 ед. Из существующих становищ, как уже было сказано, необходимо выбрать самые главные и основные из них, где должно быть развернуто строительство портов и убежищ, учитывая при этом возможности максимального исполь зования в первую очередь естественных удобств гаваней и наличия существующих сооружений, при наименьшей затрате средств и времени. По результатам обследования, полученным Инспекцией рыболовства в 1929 г., можно указать, что наиболее целесообразными пунктами для строительства портов и убежищ можно считать: П о З а п а д н о м у М у р м а н у. 1. Порт Владимир. 2. „ Александровск. 3. Ст. Вайде-Губа. 4. „ Цып-Наволок. 5. „ Зеленцы \ _ „ > второстепенного значения. • 6. Зубовка ) На Мурм ане. — Становище Териберка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz