Порта и убежища на Мурманском побережье / Ломпо-Трофимов, Ветров Я. // Карело-Мурманский край. - 1930. - № 3. - С. 28-29 ; № 4/5. - С. 28-30.

№ 3 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 27 Порта и убежища на Мурманском побережье (В порядке обсуждения) Усовершенствование, моторизация и увеличение коли­ чества промысловых рыбацких судов всецело зависит на сегодняшний день на Мурманском побережье от темпа развертывания строительства портов и убежищ. Последние, в силу особенностей Баренцова моря, подверженного частым штормам, для промышленников являются необхо­ димыми условиями спасения их жизни, промыслового флота и снасти. Вопрос о строительстве портов и убе­ жищ на Мурмане поднимался несколько раз как среди ученых, так и практиков рыбного дела, но практическое осуществление его далеко отстает от требований, выявлен­ ных жизнью. Пятилетний план реконструкции всего кустарного рыб­ ного промысла округа, ставит настолько в категорической форме вопрос о портах и убежищах и в такой тесной форме со всеми остальными объектами строительства (расширение промыслового рыбацкого флота, береговые сооружения по обработке рыбных продуктов, жилищное строительство и т. д.), что без правильного разрешения указанных вопросов может пострадать наша напряженная в целом работа по выполнению генерального плана. Мы ставим вопросы портового строительства в тесную связь с рыбообрабатывающими предприятиями, с реор­ ганизацией и реконструкцией последних на основе новых технических завоеваний. Те пункты побережья,в которых первоначально засели промышленники, где к настоящему времени мы уже имеем целые становища (рыбацкие се­ ления) и где частным капиталом в прежнее время откры­ вались рыбоприемные пункты (фактории) в большинстве случаев являлись удобными естественными убежищами для стоянки судов во время „погоды" (штормов, туманов). В то время, когда исключительное большинство промыш­ ленников приезжало на Мурман только на время прове­ дения путины и по окончании последней уезжало в Архан­ гельскую и Северо-Двинскую губернии, Карелию и т. д. и на Мурмане оставалась самая незначительная часть рыбаков, все постройки, в том числе и ры­ бообрабатывающие заведения, носили больше временный характер, чем постоянный. Частный капитал в то время совершенно не был заинтере­ сован в капитальном строительстве, так как он и при низком органическом строении капитала пожинал хорошую прибыль. Но по мере роста кооперированного рыбацкого населения, улучшения промыслового флота и уве­ личения рыбной продукции и требований, предъ­ являемых со стороны нашего народного хозяй­ ства, Советская власть не может удовлетворяться старыми методами работы. Поэтому для подведе­ ния новой технической базы боевой задачей сегодняшнего дня должно явиться полное пере­ оборудование по всему фронту рыбного хозяй­ ства, что и было учтено пятилетним планом рыбного промысла Мурманского округа. Переходя к практическим соображениям по строительству портов и убежищ по Мурман­ скому побережью, согласно наметок пятилетки, мы считаем необходимым привести ряд пока­ зателей, которые должны быть приняты во внима­ ние соответствующими организациями и нашей советской общественностью. Чтобы сразу обеспечить возникающие рыбацкие кол­ хозы (куда будет в 1930 г. втянуто до 7 5—80% всего рыбачества Мурмана) нормальной хозяйственной работой, строительство портов и убежищ должно перейти на удар­ ный темп. С этой целью из всего числа становищ должны быть выбраны в 1930 г. самые главные и основные пункты, где скорее всего могут быть начаты и закончены работы, вся практическая работа должна быть с о г л а с о в а н а с п л а н о м к о л х о з н о г о с т р о и т е л ь с т в а , особенно с объявлением всего района трескового промысла районом сплошной коллективизации. Согласно данным учета рыбацкого флота по тресковому промыслу, в 1925 г. всех судов было 1056 единиц, в 1926 г.— 1243 ед., в 1928 г.— 1563 ед., в 1929 г.— 1001 ед. Из существующих становищ, как уже было сказано, необходимо выбрать самые главные и основные из них, где должно быть развернуто строительство портов и убежищ, учитывая при этом возможности максимального исполь­ зования в первую очередь естественных удобств гаваней и наличия существующих сооружений, при наименьшей затрате средств и времени. По результатам обследования, полученным Инспекцией рыболовства в 1929 г., можно указать, что наиболее целесообразными пунктами для строительства портов и убежищ можно считать: П о З а п а д н о м у М у р м а н у. 1. Порт Владимир. 2. „ Александровск. 3. Ст. Вайде-Губа. 4. „ Цып-Наволок. 5. „ Зеленцы \ _ „ > второстепенного значения. • 6. Зубовка ) На Мурм ане. — Становище Териберка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz