Порта и убежища на Мурманском побережье / Ломпо-Трофимов, Ветров Я. // Карело-Мурманский край. - 1930. - № 3. - С. 28-29 ; № 4/5. - С. 28-30.

28 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3 П о В о с т о ч н о м у М у р м а н у . 7. Ст. Кильдин. 8. „ Териберка. 9. * Гаврилово (Подпахта). 10. „ Захребетная. 11. „ Рында. 12. „ Шельпино. 13. „ Харловка. 14. „ Восточная Лица. По только что приведенным пунктам намечается по плану также организация коллективных хозяйств с 1930 г. Эго ставит перед нами непременным условием обеспечение их удобными гаванями и убежищами в местах их возник­ новения. Мы считаем, что н а м е ч е н н ы е п у н к т ы с о в е р ш е н н о с в о б о д н о м о г у т о б с л у ж и т ь в с е п о б е р е ж ь е М у р м а н а . Существующие береговые сооружения в той форме, в какой они в настоящий момент находятся, не могут ни в коей мере обслуживать быстро расширяющиеся и со­ вершенствующиеся рыбные промыслы. Выполнение задания правительства о прогрессивном увеличении вылова рыбы и улучшении технологии последней ставит нас перед непременным условием введения в жизнь рыбных про­ мыслов консервных и утилизационных заводов, заводов по выработке клипфиска и рыбьего жира, холодильников, переоборудования посолочных складов с достаточной пропускной способностью и причальных линий и т. д. Все подобного рода мероприятия требуют хорошо соору­ женных портов, защищенных от ветров и доступных судам всяких размеров и во всякое время состояния погоды. В связи с усиленной моторизацией рыбацкого флота, к береговым сооружениям нужно отнести также и сеть механических мастерских для ремонта моторов, эллингов для подъема рыбацких судов, судоремонтные верфи и т. д. Не обойдется также и без электрификации всех основных становищ, необходимость и значение которой в условиях полярных ночей настолько очевидны, что не требуют особых доводов и доказательств. При этом нужно от­ метить, что в области электрификации представляется возможным на Мурмане использовать богатые естествен­ ные возможности горных рек. Кроме существующего в настоящее время рыбацкого флота, по пятилетнему плану предположено заселить на Мурманские тресковые промыслы до 2400 хозяйств. Коли­ чество рыбацких промысловых судов (моторных ботов) к концу пятилетки потребуется довести до 1200 единиц крупного размера. Таким образом, параллельно с увеличением общего числа судов и грузоподъемности, должен увеличиваться и грузооборот портов, в первую очередь за счет рыбных товаров и материалов снабжения промысла. Будут предъ­ явлены повышенные требования к причальным линиям, прилегающим непосредственно к рыбообрабатывающим заведениям. Расчет при постройке причальных линий должен быть такой, чтобы всем судам, прибывающим с промысла, была обеспечена возможность причала, вы­ грузка грузов с расчетом максимального использования промыслового времени. Простои по несколько часов, иногда и суток, при хорошем промысле, наблюдающиеся в настоящее время, —не должны иметь места. Посолочные помещения и другие рыбообрабатывающие заведения в портах-убежищах должны строиться с пол­ ным учетом возможности охвата всего улова кустарного промысла по типу голландских, норвежских и т. д. про­ мыслов с механизированной подачей и с установкой при посолочных заведениях ледников-морозилок, ибо послед­ ние послужат необходимой предпосылкой хранения рыбы в свеже-мороженом виде для транспортировки на рынки сбыта. Укрупнение и моторизирование рыбацкого флота будет сопровождаться применением новых орудий лова (сети, снюревады, кошельковые невода, искусственные наживки и т. д.) и удлинением промыслового сезона за счет новых объектов промысла (сайда, акула и т. д.). Таким образом, улучшение портового строительства, в особенности в зим­ нее время, перед нами — как неотложная задача рациона­ лизации кустарного промысла. Для наглядности приведем нижеследующую таблицу в перспективе (к концу пятилетки): Наименование становищ Моторно-па- русно-палубн. ботов Общая полезная j грузопод. судов, в тоннах Количество добы­ вают, рыбной про- дукц. в год, В 1 тоннах Ііредмеіы и про- j дукты снабжения j промыслов и рыба­ ков (в тоннах) Итого грузо­ оборот за год 1 2 3 4 5 6 Порт Александр. .. 60 900 6800 350 7150 „ Владимир . . . 70 1050 7700 450 8150 стан. Вайде-Губа.. 140 2100 14000 750 14750 Цып-Наволок 100 1500 11500 550 11550 „ Кильдин . . . 180 2700 18500 950 19450 „ Териберка .. 130 1950 12700 700 13400 „ Гаврилово (Подпахта) ----- 100 1500 11500 550 12050 „ Захребетная. 50 750 6300 300 6600 „ Шельпино .. 25 375 3600 155 3755 „ Рында .......... 100 1500 11500 550 11550 „ Харловка . . . 35 225 4800 230 5030 Вост. Лица . 80 1200 8500 450 8950 Всего___ 1070 15750 117400 5985 123385 Воюкса .. 10566 Распределение судов в перспективе по становищам нужно считать ориентировочным, так как во время удебного промысла суда, приписанные к портам (становищам) Во­ сточного Мурмана, будут участвовать временно на западном побережье на удебном промысле и обратно. Такое пере­ движение больше будет в дальнейшем практиковаться в виду того, что все промысловые рыбацкие суда будут снабжены моторами, позволяющими увеличить район про­ мысла. Продукты и предметы снабжения рыбаков и про­ мысла указаны только в том количестве, в каком необ­ ходимы рыбакам, занятым на промысле по добыче и частично по обработке. При сравнении со всей заготовкой 1929 г., мы имеем увеличение к 1934 г. грузооборота по рыбной продукции (включая сайду, акулу и др.) по указанным 12 становищам на 117 400 тонн или в 10,48 раза. Таким должен быть тот размах развертывания кустарного трескового про­ мысла, какой мыслится согласно темпа и наметки нашей пятилетки, иначе не могут быть скоро оправданы затраты на капитальное строительство. Ориентировочная стои­ мость 117 400 тонн будет определяться в 10 566 000 руб.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz