Ломпо-Трофимов. Проблема использования внутренних водоемов на Мурмане // Карело-Мурманский край. - 1930. - № 9/10. – С. 31-34.
«34 К А Р Е Л О - М У Р М А Н С К И Й К Р А Й № 9— 10 линии использования рыбных промыслов с одной стороны, не доучитываем также возможности лучшего снабжения рынка доброкачественными про/іуктами, в особенности в настоящий момент острой нужды в белковом питании. В заключение переходим к практическим предложениям: 1) Предложить Кармуррыбаксоюзу использовать все озерные водоемы округа, для чего в местах близких к Мурманской железно-дорожной линии и на больших озерах открыть рыбоприемные пункты — для приема рыбы от рыбаков. 2) Учитывая возможность подледного лова на озерах и лучшую связь санным путем в зимний и частично осен ний период, развернуть работу по заготовке рыбы в свеже- мороженном виде. 3 ) Предложить производственно-снабженческому Отделу Карумухррыбаксоюзу организовать снабжение рыбаков орудиями промысла, сообразуясь с особенностями озер ного промысла, ибо вопросы снабжения рыбаков-озер- ииков имеют первостепенное значение. 4) Для лучшего и организованного обслуживания ры баков, необходимо Муррыбаксоюзу усилить работу кол лективизации по озерному району. Ломпо- Трофимов , Задачи дорожного строительства в Карелии Переживаемая нами в дорожном строительстве эпоха является переломом как в методах выбора типа дорог, гак и в методах постройки, вышанноіі заменой конной тяги механическими двигателями. Применение автобусов и быстроходных автомобилей для пассажирских сообще ний, грузовых машин, тракторов и лесовозов для пере возки грузов в корне меняет работу местного траспорта и требует приведения дорожной сети в такое состояние, чтобы сообщение по ней было непрерывно во все вре мена года. Большая часть дорог в Карелии— пешеходные и вер ховые тропы, по которым производится перевозка грузов на „смычках", т. е. на жердях, соединенных доской с возчиком, сидящих на спине лошади, на протяжении лишь немногих километров грунтовые дороги, частично, или совсем не проезжи весной и осенью. Вся промышленность, сельское хозяйство и население Карелии стонут от бездорожья. Основная промышленность, единственный хлеб Карелии, это -л е с . На лесе зиждется все хозяйство Карелии. Существующий острый недо статок в местной рабсиле, гужеиле, дороговизна привоза ее извне, требуют замены людской и гужевой силы ма шинами, тракторами, лесовозами и грузовыми авто машинами. Снабжение лесозаготовительных районов и населения продуктами, товарами и другими предметами, пасса жирские перевозки в автобусах, связь районов с центром и с основной железно-дорожной магистралью, — Мур манской ж. д., все это вместе требует постройки прочных дорог по основным дорожным магистралям, которые про- Отборный булыжник на строящихся дорогах. резывают всю Карелию и являются в то же время подъ ездными путями к Мурманской железной дороге. Наме чаемая сеть дорожных магистралей, дает удовлетворе ние всем нуждам народного хозяйства Карелии. Южную часть Карелии прорезывает основная магистраль Петро заводск— Олонец — Лодейное Поле длиною в 2 1 3 км. С е в е р о -З а п ад н ую часть - линия Петрозаводск — Ш уя— Спаская губа — Поросозеро — Реболы длиною 360 км. Среднюю часть линия ст. Парандово — Ругозеро— Ре болы ,— длиною 310 км. И северную часть Карелии две магистрали: ст. Кемь— гор. Ухта длиною 180 км. и ст. Лоухи — с. Кестенга — гор. Ухта — протяжением 170 км. Эти пять основных дорожных магистралей, которые имеют наибольшее значение в жизни края, должны быть проезжи во все времена года. Впоследствии же нужно иметь в виду соединение села Ребол с гор. Ухтой. Таким образом, составится главная Карельская дорожная магистраль: г. Петрозаводск — Ш уя — Спасская Губа — Поросозеро — Реболы — Ухта — Кестенга— Лоухи, протяжением 700 км, которая может сыграть такую же роль в жизни края, как Мурманская железная дорога. Проезжей в любое время года может быть только дорога типа с каменной одеждой как-то: мощеная, шос сейная, бетонная, асфальто — бетонная и железо — бе тонная. Из всех этих типов дорог, по экономическим со ображениям, могут быть применены в Карелии дороги мощеные булыжником: на устройство и содержание этих мостовых идут дешевые местные материалы. По богатств)' сырьевой базы для дорожного строительства Карелия на ходится в самых лучших условиях в Союзе. В ней имеются огромные запасы прекрасного камня и гравия, По богатству каменных дорожных материалов Карелия должна иметь самые прочные и лучшие дороги в Союзе, в особенности в ней должны быть образцовые гра вийные дороги. Проезжая по Карелии, поражаешься обилием булыжного камня, лежащего на елз-еле проезжих грунтовых до рогах, в канавах, на обэчинах и по сторонам дороги. На всем протяжении построенных и строящихся дороі лежат горы отборного булыжника. В селениях на полях собраны целые пирамиды булыжного камня, годного для мощения. Куда ни ткнись, всюду— булыжник. Местные дорожные работники жалуются на то, что в Карелии трудно строить хорошие грунтовые дороги, ибо слишком много приходится выбирать камня и отбрасывать его из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz