Крепс Г. По Лапландской Тундре: из дневника // Карело-Мурманский край. - 1930. - № 4/5. – С. 41-43; № 9/10. - С. 45.

№ 4—5 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 41 По Лапландской тундре (Из дневника) I. Впереди на тройке оленей ехал мой спутник Федор, к саням которого была привязана вторая парная упряжка, шедшая под грузом. К этим саням сзади был привязан один тормазной олень, сдерживающий сани на раскатах и при спусках с гор. Я ехал также на тройке с одним тормазным. Зима стояла во всей своей красе и, если в лесу при­ знаки приближающейся весны были заметны в виде глу­ хариных токовых набродов с их характерными частыми следками и бороздами от крыльев (мы как раз пересе­ кали в одном месте ток), то при подъеме в тундру все признаки весны исчезали: начиная с нижней границы зоны, корявой березы (около 150 — 180 м. абс.) и кон ­ чая вершинами хребтов — горы были одегы уплотненной морозами и сглаженной ветрами обледенелой снеговой корой, настолько твердой, что полозья саней почти не оставляли на ней следа, а твердое копыто оленя, отпе­ чатывавшееся обычно лишь в виде двух небольших ду­ жек, иногда, по местному выржению, не писало вовсе. Наконец, мы поднялись в зону березняков, склон становился все отложе и отложе, и перед нами открылся обширный и чистый Сопчер-лаг — слегка волнистая рав­ нина, с востока и юга окруженная массивом Мончи, а с севера — связанная с Мончей высоким перевалом, так называемым Нитис-анг,—красивой тундрицей Нитис. Редкие березки чернели лишь в нижней части лага, резко выделяясь на фоне снега, весь лаг же совершенно безлесен. На выпуклых частях рельефа снег был так тонок' (сдут ветрами), что всюду из-под него просвечи­ вал сочный светлый ягель, и мы решили дать отдохнуть оленям и покормить их. Часа через два мы тронулись дальше, перевалили через Нитис-анг (абс. высотою около 500 м ) и взяли курс прямо на север вдоль восточных склонов Монче-тундры. Уже с Сопчер-лага мы Еступили в местность, где мы могли расчитывать встретить диких оленей или следы их пребывания, но тянувший уже несколько дней север­ ный ветер заставлял предполагать, что если олени в на­ стоящее время и имеются в Монче-тундре, то они должны держаться где-либо в северной ее части: олени имеют свойство двигаться на ветер. Одним из таких излюблен­ ных дикими мест в Монче-тундре у местных охотников лопарей считается Ен-лаг (Материнский лаг) — обшир­ нейший и очень чистый и ровный лаг, ограниченный с юга хребтом Пуврь-нью-чор >, с запада — пиком Реут-чокки 2 и широким ущельем Кымды-кор 3, а с севера хребтом, состоящим из 4 вершин, носящих название Кепер- уайвенч 4. Наш путь туда и лежал. Стало смеркаться, и мы, спустившись ниже, в зону хвойного леса, остановились в редком сосновом бору около маленького озерка, распрягли и спустили на ягель оленей, поставили куваксу, поужинали и, вновь облачась в малицы и дав догореть огоньку, повалились спать Утром мы опять поднялись на границу березы и про­ должали свой путь. 1 Бугристый нос. 2 Пик рехкающего самца. 3 Гремучее ущелье. 4 Шапочная тундрица. II. До Ен-лага оставалось несколько километров, как вдруг поперек нашего пути мы заметили следы, правда, довольно старые, стада оленей. Стадо не меньше 20 голов прошло широким, метров 50, фронтом, очевидно, никем не потревоженное. Несколько дальше мы нашли копальные места, усыпанные пометом и кусочками примерзшего к снегу ягеля и почвы. Дальше следы прекращались, тундра скрыла своих детей. Река Чуна выше Гарьюсного озера. К полудню мы прибыли наконец к Ен-лагу и, подняв­ шись на небольшой и крутой бугорок, принялись в би­ нокли осматривать его поверхность. Сильнейший ветер тянул по открытому чистому лагу, тучи бежали по небу, то скрывая, то открывая небо, вершины курились. Ве­ тер не давал смотреть в бинокль, с шелестом неслась сухая поземка, глаза немилосердно слезились. Пристрои­ вшись среди камней, защищавших от ветра, мы тща­ тельно осмотрели лаг: — он был пуст. Решив перевалить хребты, попасть в самый северный лаг Монче-тундры, лежащий на западной ее стороне — Луч-лаг, и там поискать ушедшее у нас из-под носа стадо, мы двинулись по Ен-лагу, постепенно забирая кверху к хорошо знакомому перевалу Вуийм-нюатцк, или Вуичим-нюатцкинч !, как его иногда называют. Вдруг ехавший далеко впереди мой спутник (я задержался с фотографией) изменил курс и покатил прямо книзу, 1 Проезжий перевал.