Крепс Г. По Лапландской Тундре: из дневника // Карело-Мурманский край. - 1930. - № 4/5. – С. 41-43; № 9/10. - С. 45.

№ 9— 10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 47 открылись. Чрезвычайно однообразный, ровный и пологий подъем метров на 300 выше Чигр-пакенча кончался перевалом, образо­ ванным хребтом Узким (Кензигпорчор). Нигде больше наш горный массив не сужается до такой степени, как здесь: прямо внизу, на восток расстилается вся долина реки Кислой (Кур- кен-вуомь), за ней видна Имандра и чуть синеют Хибинские горы, а также рядом, но на запад—лежит чунский и нявкин- ский суземок. Три хребта сходятся на этом перевале, образуя маленькое плато. Страшные ветры, парящие здесь глубокими застругами избороздили плотный и твердый снег на самом плато и причудливыми гребнями и зубцами разукрасили заметенные камни и утесы. К северо-востоку идет хребет Керко-чор, на юг— Пяліа-чор, а на запад—хребет Сас-нюн, по юго-западному склону которого мы и покатили вниз. С севера Сас-нюн ограничен Ураковым 1 лагом (Оарек—лаг), с юга довольно узкой безыменной долиной, отделяющей его от вершины Роапь-нюн. Сам Сяс-нюн в нижней своей части рассечен рядом чрезвычайно живописных трещин и ушел ей. разделяющих его на несколько отдельных колпаков, хотя и каменистых, но малоснежных и обильных ягелем. Нам не удалось попасть но один из намеченных кол­ паков, т. к., несмотря на снежную зиму, трещины не были за­ биты снегом, а наоборот, он образовал два гребня, делавшие колпак вовсе неприступным. Поэтому мы остановились несколько в ы ш е - у границы последних изуродованных ветрами елей, а своих оленей поместили невдалеке на ровной и гладкой ягель­ ной части склона. Мы нигде не встретили следов нашего стада: оно. повпди- мому. ушло на север. К западу, у подножья нашего склона расстилался Чунский суземок. Море темного елового леса пе­ стрило белыми болотами и рединами по варакам. Между рекоіі Чуной и горами были видны два вытянутые по ме: идиану холма—вараки—Котто-варака и Рехкальная варана--к югу от нее. Обе они, также как расположенные за рекой.—Пильди — варака и Копальная являются излюбленными местообитаниями, как диких оленей в осеннее и малоснежное еще зимнее время, так и других зверей, главным образом куницы, лося и. в ягод­ ную пору—медведя. Так как в нашу задачу входило выяснение наличия не одних диких оленей, но и других зверей (главным образом лося и куницы), а настов для оленного пути по лесу все не было, то мы решили предпринять небольшую лыжную экскурсию в чунский суземок. Взяв на пару дней "запасу, одно пужье и собаку мы утром покатились на лыжах вниз с горы, к западу. Охота на берлогё не распространена в Лапляндии, но по наблюдениям охотников, медведь нередко залегает в пред- гориях или на самих склонах гор, причем Монче, Чуна и Нявка тундры почитаюіся одними из наиболее излюбленных медведем. В виду этого, мы в первый раз с нашего выезда, решили спу­ стить с цепи нашего Серко: может быть он случайно найдет берлогу. Быстро достигнув пересеченных крутыми, тянущимися в разных направлениях, грядками елиников, мы сразу же стали встречать следы разных животных. Множество заячьих и куро­ пачьих следок пересекались следами двух куниц, идущих к се­ веру. Вскоре еловый, гересеченныи ручьями и оврагами лес кончился, пошли сосняки и мы увидали тропу прошедших к северу четырех лосей Снег всюду был не меньше метра тол­ щины и д лался несколько тоньше только по буграм и грядкам. Дальше опять был след куницы и жировые наброды одиночного лося. Пройдя несколько километров мы встретили пологий подъем на Рехкальную вараку. Редкий, светлый бор лежал в снеговом уборе, скрывавшим мощный ягель. Снег был довольно плотный и хорошо держал па лыжах, но о том, чтобы совершить санное путешествие по суземку нельзя были и думать. Сосновые боры чередовались с небольшими еловыми понижениями и березня­ ками по ручейкам. Мы опять пересекли следы и лежки двух лосей, старый след россомахи, ид\щей на запад и снова след і куницы. Для отдыха лоси избрали маленький бугорок над ов- . рагом, господствующий над всей местностью: подойти к ним : даже из под ветра было бы невозможно. і Наличие, именно здесь, следа россомахи показалось Федору і несколько странным. По его мнению, она в эту пору должна была держаться где-либо северней—там, где лежит обычный і путь откочевывающих с наших гор и начинающих телиться I оленей. По его наблюдением, теперь, в связи с малым количе- і ством дикого оленя, на всей нашей территории живут всего 12 россомахи, которых он дтже различает по следам. Так, перед (нами был след более крупного зверя. Повидимому, оба они Ісамцы или самки, вернее первое. Года два тому назад, под весну, ^Іодна из них, якобы, возжелала найти себе подругу и в поисках /за нею, отправилась к востоку. Она прошла Чунозером, Воче- уіамбиной, пересекла Имандру и попала к Тик-губе, откуда, на- 1-------- ;-------- >' 1 Урак-лопарское название илени по второму году. пуганная жилою местностью и поездом (того гляди—убъют), вернулась назад в свой тихий суземок, тде и обрекла себя на безбрачие. До Чуны реки оставалось уже недалеко мы перевалили Рехкальную вараку и быстро катились пологим склоном. Опять пришли лосиные следы. В одном месте зверь отчаявшись, пови­ димому, торить тяжелую дорогу в 11 /4—11/г метров плотном снегу, пытался пойти прыжками: саженные ямы до метра глу­ бины лежали на 5 аршин одна от другой. Следов белки было очень м ал о -мы пересекли не более трех, глухаря было тоже немного, количество же следов лося и ку­ ницы, человеку, знакомому с густотой населения наших опусто­ шенных лесов, указывало, что мы действительно были в центре распространения этих животных. На протяжении 7-ми километров нашего пути мы встретили следы не менее 4-х куниц и десятка лосей. Удача сопутствовала нам: небольшая экскурсия дала такой богатый материал, лыжный путь был легок и мы могли рассчитывать в пару дней обслед вать немалую часть суземка между Чуной и Нявкой тундрами. Мы были в зверином цар­ стве—нигде ни следа человека, и только наши лыжницы бежали по девственному снегу... Солнце стало припекать и мы предполагали, дойдя до реки Чуны, полуден-ые часы посвятить отдыху, а с вечерним замо­ розком пуститься дальше на запад. Вдруг, поперек нашего пути мы увидели лыжницу: 2 человека, след в след, катились к се­ веру. Несколько десяткой саженей дальше, уже у самой реки— те же лыжницы, но в обратную сторону. Это были, несомненно, охотники. Мы выкатились на реку и тут нашим глазам пред­ ставилась следующая картина. Тонкий покров снега на льду реки был весь иепещрен следами лосей. Звери жили здесь не­ малое время, кормясь ивняками, свешивающимися с берегов. Всюду были видны подстриженные зубами кѵсты и короткие каброды в глубоком снегу приречных кустарников. Иногда видно было, что зверь, спасаясь полутораметрового снега, лишь передними ногами забирался в ивовую чащу, где и обгрызал вершины побегов, местами прямо на льду реки были лежки и всюду лед был усеян кучами уже начавшего втаивать в лед помета лосей. Среди этих спокойных жировых набродов проле­ гали следы нескольких оленных упряжек и один след скакав­ шего вверх по реке гонного лося. Было вндно, что не меньше трех саней и одной кережи, за­ пряженных оленями прошли сначала, повидимому, вчера, вверх по реке на север, а сегодня, может быть только что,—обратно, вниз к устью. Было ясно, что это были лосятники, очевидно уже увозившие промысел1. Они были только что здесь и приди мы на реку на пару часов раньше мы отрезали бы им путь к отступлению. Мы решили гнаться за ними и быстро побежали вниз по реке. Одновременно, в отдалении, в стороне гор мы услыхали лай Серка: он ударился по первому встреченному нами свежему куньему следу и теперь, повидимому загнил зверька в дупло или камни. Мы, конечно, не могли теперь идти к нему, чтобы увести его от куницы—каждая минута была дорога, и надеясь, что он, несмотря на известную его вязкость, отступится, выйдет на наши следы и догонит нас где бы мы ни были. По следам были совершенно ясны разыгравшиеся перед нами события. Стадо лосей, стесненное глубоким снегом, жироволо на малоснежном льду реки. Охотники, зайдя с двух сторон этого участка реки, убили двух. ?вери, атакованные на реке, безу­ спешно пытались найти спасение в лесу, но были застигнуты охотниками в глубок м снегу и убиты. По следим кованных полозьев саней и некоторым признакам лыжниц Федор узнал в охотниках лопарей Бабинскпго погоста ' и даже на основании целого ряда весьма остроумных сообра­ жений д тонких наблюдений, нашел возможным предположить охотников лаже персонально. Пробежав несколько километров по реке, мы увидели, что следы саней и кережи охотников сво рачпвают в лес, в толстом снегу которого ими была проложена целая дорога. Тем не менее тяжело груженые сани глубоко вязли, олени должны были быть весьма утомлены и требовать отдыха и корма. Солнце сильно припекало, снеі подлипал к лыжам, идти было тяжело, но это скорее прибавляло у нас духу, так как мы вот вот расчитывали настигнуть преследуемых. 1 Охота на лося и северного оленя, как известно, воспрещена по всей Европейской части СССР. Это хорошо известно и всем местным охотникам, но отсутствие специальной охраны сводит почти нанет это постановление. Попутно с исследовательскими заданиями я был уполномочен также и на несение охраны п поэтому преследование браконьеров входи о в наши обязан­ ности. : Лопарская зимняя деревня из 15 приблизительно домой, километров в 50 от этого места.