Алымов В. В помощь туристу // Карело-Мурманский край. - 1935. - № 7. - С. 33.
№ 7 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 33 В ПОМОЩЬ ТУРИСТУ В. АЛЫМОВ Е. Ф. БАРТОЛЬД „ПО КАРЕЛИИ И КОЛЬСКОМУ ПО ЛУОСТРОВУ". ПУТЕВОДИТЕЛЬ ОГИЗ. „ФИЗКУЛЬТУРА И ТУРИЗМ" 1935. Стр. 140. Цена 1 р. 75 к. В издательской аннотации краткое со держание книги выражено так: „В путеводителе подробно описы ваются условия летних и зимних путе шествий по Карелии и Кольскому по луострову, подготовка, необходимое снаряжение и пр.; дается большое ко личество маршрутов по индустриаль ным и по глухим, мало исследованным и совсем неиследованным районам этих слабо населенных частей СССР; указы вается, где и какую исследовательскую и другую общественно-полезную ра боту в соответствии с планом второй пятилетки могут провести туристы, одновременно отдыхая и укрепляя свое здоровье. В путеводителе даются схе матические карты и указатель литера туры". Автор книги хорошо знает Северную Карелию и южную часть Кольского полуострова, он исходил и изъездил много мест на этой территории. Его описания края — работа краеведа, зна ющего край, а не мастерство компиля тора, на основании десяти прочитанных статей, сочиняющего одиннадцатую. Его схемы организации экспедиций осно ваны на знании мест и личном опыте. Большая часть маршрутов выбрана удачно и описаны они со знанием ти пичных особенностей маршрутов. Для каждого маршрута избрана цель — по иски ископаемых, знакомство с бытом населения и др. Так как автор этих строк мало зна ком с Карелией, а больше с Кольским полуостровом, то в рецензии он бу дет говорить только о части книги, относящейся к Кольскому полуострову. Начнем с общих данных о полуострове. Физикогеографическое описание в об щем дает верное представление о п-ве, поскольку это можно сделать на 9 стра ничках. Нужно только внести некоторые исправления: площадь Мурманского округа не 130 т. кв. км, а 117 т. кв. км. (по данным землеустройства 1934 г.). Есть неточности в указаниях на места разработки руд. Неверно утверждение о том, что не найдены на Кольском п-ве известняки: они обнаружены на о. Киль- дине, в районе д. Ионы и близ Киров- ска. В главе об экономике Кольского п-ва некоторые сведения уже устарели — другие очень кратки и не дают пред ставления о том, чем является Мурман ский округ в экономическом отноше нии. Например, в путеводителе одним лз факторов, влияющих на рост про мышленности и населения Мурманского округа, автор считает открытие желез ных руд; однако, к разработке их до настоящего времени (июль 1935 г.) еще не приступлено. Ни звука нет о никеле, а о нем ко времени сцачи книги в на бор уже было известно. Нет данных о сельском хозяйстве и коллективиза ции. По некоторым данным, где о совер шающихся событиях говорится в буду щем времени, можно заключить, что книга написана в начале 1934 г. и са мыми свежими данными являются цифры 1933 и даже 1932 г. Но автор в этом мало виноват: социалистическое строи тельство на Мурмане совершается тем пами более быстрыми, чем пишутся и печатаются книги об этом строительстве. Конечно, данные об экономике края и о второй пятилетке лучше было бы собрать на месте, они были бы точнее. Главы „Особенности туризма по Ка релии и Кольскому п-ву" и „Снаряже ние и продовольствие' изложены со знанием дела и особенностей этих краев. Переходим к маршрутам. По Коль скому п-ву автором намечены 14 марш рутов, из них 4 лыжных. Маршруты вы браны удачно и описаны хорошо, по скольку это позволяет краткость изло жения. Но по поводу некоторых марш рутов необходимо сделать замечания. Прежде всего баз ОПТЭ на некоторы". восточных маршрутах еще нет, это было только в плане. Маршруты по Туломе, Нотозеруі Зап. Мурману и западу во обще нужно пересмотреть; некоторые из них не могут быть маршрутами об щего пользования. В описании мурманских (северных и западных) маршрутов есть ошибки. Неверны исторические указания о Коле: в XV веке города Колы не было; жи тели г. Колы занимались рыболовством с самого основания города Колы (осно ван в 1533 г.), а не со времени упадка международной торговли через Колу, в XV—XVI в.в. Колу громили не нор вежцы идатчане.ашведские финны. Опи сание пути по Туломе сейчас уженесоот- ветствует действительности: строитель ство гидростанции совершенно изменило и Тулому и окружающие места и усло вия путешествия. Река Паз, где французский ученый Рабо когда-то нашел алмазы, находится не на Мурмане, а на границе Норвегии и Финляндии На Мурмане понятие .становище* уже исчезло, а есть уже постоянные селения. Селение Гаврилово находится не в устье р. Вороньей, а на 3 км восточнее, в бухте Майорской. Есть и другие неточности. Автор книги отчасти сам знает это и оговаривается: „по некоторым участкам у нас еще так мало сведений, что вполне возможны ошибки" (стр. 121). Целевыми установками большинства маршрутов являются поиски полезных ископаемых. Конечно, для этого тури сту нужна некоторая подготовка. К пе речисленным автором полезным иско паемым мы £?ы прибавили поиски глин и др. строительных материалов; при огромном строительстве на Кольском п-ве они имеют огромное значение. Не обходимо также отмечать и торфяники— где они находятся, их приблизительные площади, толщину пласта; брать об разцы. Нужно отмечать и болота (осо ковые и др.): это потенциальная кормо вая база для животноводства. Среди целевых установок у автора имеется также изучение быта местного населения (или ознакомление с ним). Но об этом сказано в общем виде. Для некоторых маршрутов, в особенности в районах рыболовства и оленеводства, ведущей целью может быть ознакомле ние (подробное) с колхозным строем, колхозной жизнью и колхозным строи тельством. Колхозы Кольского п-ва по своим ведущим отраслям и особенно стям хоз. деятельности отличаются от колхозов других мест и потому подроб ное ознакомление с рыбацкими или оленеводческими колхозами предста вляет для туриста большой интерес и принесет ему большую пользу. Для этого можно рекомендовать спе циальные маршруты. Один из них—это удлиненный маршрут по Терскому рай ону: Кандалакша—Кузомень—Варзуга и далее; другой—Восточный Мурман. Автор, между прочим, рекомендует— для ознакомления с рыбным промыслом Мурмана - засесть в каком-нибудь ры бацком селении на продолжительное время и пожить жизнью рыбака. Это самое удачное предложение для тури стов, желающих ознакомиться с жизнью мурманских рыбаков, тем более, что пе редвижения между селениями Мурман ского берега затруднительны. Могли бы мы рекомендовать еще один маршрут—с целью ознакомления с оленеводством (в период июня-июля). Самой лучшей базой в этом отношении является П о н о й . Здесь есть крупней ший оленеводческий колхоз Север"— около 4000 оленей. Место отела - кило метрах в 15; стадо вообще в это время держится недалеко от селения. Здесь турист увидит много интересного— выход в оленье стадо, жизнь в палатке или чуме, ознакомление с оленями, с методами пастьбы, с жизнью пастухов. Кроме того, в самом Поное—ознакомле ние с семужьим ловом, с бытом населе ния. Окружающая природа также пред ставляет большой интерес для изучения. Это один из самых интереснейших маршрутов на Кольском п-ве; притом же он один из наиболее легких: не надо навьючивать на себя больших нош и делать больших переходов. Ехать в Поной можно и через Мурманск и через Архангельск; по пути —знакомство с морем и берегами. Книга написана с большим знанием описываемых мест и хорошим знанием в отношении организации экспедиций по Кольскому п-ву. Она легко читается, дает много интересных сведений. Ее вполне можно рекомендовать туристам, стремящимся на север. Книга' эта по данному вопросу — лучшая из суще ствующих.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz