Чарнолусский В. По тропам и «зимникам» Лапландии // Карело-Мурманский край. - 1929. - № 3. – С. 27–31 ; № 4/5. – С. 41–45.

30 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ. Из Варзуги на Поной, через Иокангу и Лумбовку и обратно, как передавал тот же старик, шли нищие и странники. Все это тем более вероятно, что Варзуга и Поной, в особенности первая, с 16-го века были срав­ нительно крупными торговыми и промышленными цен­ трами. Этим же трактом в 19-м веке направлялись в г. Кемь лопари-новобраЛда. В настоящие время более или менее функционирует только участок Варзуга — Каменский (Ивановка); участок Каменский— Куроптевский (Акеманай) давно уже зарос. Иокангские старики помнят только, что „была тут путь1'. Третий участок Акеманай — Летняя Иоканга еще живет; во-первых потому, что у Акеманай летуют некоторые Иокангские лопари, во-вторых с учре­ ждением в Иоканге кооператива изредка семиостровцы стали приезжать в лавочку для забора продуктов; таким образом движение, мало - по - малу, восстановится, но оно еще слабо и едва только намечается. Если предположения мои правдивы, то они приводят к заключению, что тропы возникновением своим обязаны в пределах Летнего Наволока рыболовным занятиям лопа­ рей, во-первых, во-вторых — характерной чертой наших путей передвижения является обусловленность их распо­ ложением озер и устьев рек промыслового значения. Уже очерчивая тропу Варзуга — Иоканга, мы подошли к следующему виду лопарской доро ги—проселочной или погостной; основное ее назначение — соединение одиноч­ ных погостов, т. е. летний погост соединяется с зимним. Погостная дорога по своему внешнему виду, хотя и от­ даленно, но приближается к нашему представлению о до­ роге— это настолько широкая и даже уплотненная кое-где полоса земли, что двое саней могут разъехаться. Внеш­ ний вид растительности этой полосы несколько отличается от окружающей; очень часто она покрыта густой травой; на болотах осока либо ниже, либо незаметная. Что ка­ сается остальных естественных признаков проселочной дороги, то к ней приложимо все, что было сказано о тропе. История и быт наложили на проселки свой отпечаток. В виду того, что дороги эти служат для передвижения на санях и только на олене, ягельники являются необ­ ходимой принадлежностью проселочной дороги. В на­ стоящее время они выбиты ижемскими стадами. Это до­ вольно ясно видно на Иокангской и Семиостровской дорогах. Другими характерными признаками проселочной дороги следует признать пролегание ее по водоразделу и следы старины в текущей жизни: чудские ямы, вежные места, станы и ночлежные места, а также довольно боль­ шое количество дорожных знаков. Остается неясной история возникновения проселочных дорог; по всей вероятности они не древнее пешеходных троп. Вероятно они начали зарождаться в те времена, когда лопари переходили от бродячего образа жизни к так наз. „п о л у к о ч е в о м у в каком они находятся и сейчас. Подобное предположение ясно и само по себе и старики лопари любят вспоминать то „досельное время когда зимних мест не было, а в летнее приходили только на семгу к устьям рек. Невозможно пока указать, где и когда появилось впервые зимнее становище того или иного погоста и которая из постоянных дорог была первой и каково было ее протяжение. Теперь можно только утверждать, что, по мере углубления лопарских зимних становищ в леса к югу, удлинялись и погостные дороги. Таким образом поселок как бы наростал от старого погоста к новому. Понятно, почему они идут не кратчайшим путем и не столь прямо, как зимник, а ло­ маной линией, напоминающей зигзаг. Отклонения ее в сторону не следует приписывать существованию каких-либо препятствий в виде рек, пахт и т. п. Для передвижений на олене зимой препятствия играют очень незначительную роль. Посколько оленю не нужно прыгать с какой - нибудь высоты вниз, он идет под любой огкос даже в 70 — 7 5 п/,„ лишь бы нога его соприкасалась с землей. В этом отношении лопари все­ цело полагаются на оленя: раз олень идет— значит ехать можно. Стремление придерживаться проложенного пути можно объяснить не только косностью лопарей, но и тем, что погостная дорога „из века“ пролагалась по ягельникам, дабы уставшие упряжные олени и перегоняемое стадо могли найти у дороги хороший корм. Кроме того, по­ колениями были выработаны сроки выездов из погоста, определены удобнейшие места привалов, где всем пого­ стом лопари останавливаются на ночь. Ночлежные места избираются „в з а в е т р и и с р е д и от­ личных ягельников, вблизи вараки, где можно добыть сухого можжевельника. Рубить сырой или запасать его для следующего проезда обычай запрещает. Оленям дают отдыхать через каждый час или полтора пути. В подобных местах можно найти так наз. „станные места “ или алаши. Они разбросаны по всей тундре, по путям охотничьих и санных передвижений, на пастбищ­ ных местах, но, главным образом, вдоль проселочных дорог. Над почвой они выдаются в виде кочки, бугорка земли или камня, обложенного плитняком. Местоположение ночлежных мест связано с истоками ручья или переправой через реку. Отстоят они друг от друга на расстоянии дневного перехода. На разных д о ­ рогах количество ночлежных мест колеблется. Каждое, даже постоянное место отдыха во время похода, носит свое название. Ночлежное место можно узнать по коли­ честву станных мест, разбросанных там и сям. Порядка в пользовании ими не соблюдается. Каждый год занимают другое место, дабы не топтать ягель на одном и том же месте. С тех пор как ягельники вдоль погостных дорог ока­ зались вытоптанными, лопари вынуждены на ночлег от­ клоняться далеко в сторону от пути и выискивать со­ хранившиеся участки ягеля. В виду того, что для ночлега важен не только ягель, но и лес и вода, приходится о т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz