Чарнолусский В. По тропам и «зимникам» Лапландии // Карело-Мурманский край. - 1929. - № 3. – С. 27–31 ; № 4/5. – С. 41–45.
№ 3 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ. 29 На мшистых, мелкотравяных склонах возвышенностей порою едва заметные виднеются выбитые или умятые разрозненные участочки земли. Они тянутся как бы це почкой с холма на холм, огибают озера, минуют топкие непроходимые болота и низины и едва различимой темно зеленой полоской прорезают луга или проходимые болота. На возвышенностях, где почвенный покров нарушен или отсутствует вовсе, вследствие чего проступает материн ская порода, едва заметны признаки того, что у лопарей носит название дороги. На расстоянии 80 км. от Варзиной до озера Низявр вряд ли можно было насчитать хоть один перегон в 5— 6 км. непрерывной дороги. Через болота и ручьи, быть может на 100 км., проложена одна кладка, до и то это полоз старых саней или корявый ствол извитой березы. Через потоки и ручьи перебираются по камням как люди, так и олени. Нагромождения их преодолеваются без затруднения. Ступая на ребра камней подошвами, выбирают еле заметные места с зеленовато-коричневым от тенком. Из года в год, ступая на них, человеческая нога обтерла их остроту и сделала удобными для ходьбы. На кочках или меж ними трава чуть-чуть измята или вытерта. Среди порослей кустарников едва темнеет полоса пригнетенных человеком кустов. Вот все, что можно сказать об естественных признаках тропы. Для того, чтобы ходить по ней, необходимо твердо знать места исчезновений и появлений отрывков тропинки. Человече ская тропа менее явственна, чем оленья. Сбиться с нее и попасть на звериную летко. В Терской Лопи по тропам идет пешее движение и притом только в теплое время года. Семиостровцы же пользуются направлением троп и в снежное время. При передвижениях по тропам главное значение в рас познавании пути имеет зрительная память — так как ориентируются вершинами холмов и возвышенностей, изрезанностью контура леса и выступанием отдельных деревьев. Правильность пути проверяется расположе нием озер, течением рек и ручьев и другими при метами, значение которых важно для каждого человека отдельно. Путеводные вершины отличаются либо высотой, формой или памятны лопарям по какому-либо случаю из жизни или по преданию. Схематически пользование вершинами гор можно представить в следующем виде. Когда лопарь, держась направления на какую - либо высоту, достигает перевала, который никогда не избирается через вер шину выдающейся горы, перед ним открывается новая приметная высота, — на н е е - т о и движется путник; он идет, не отклоняясь в сторону, преодолевая препятствия и огибая лишь озера и местные непроходимые места. Тропы пролагаются по водоразделам, с целью пере ходить реки в верховьях, а не в среднем и нижнем течении, где берега круты, а течение быстро по порожи стому руслу. Топкие же места обходят по касательной к ним. В результате достигается экономии сил, а знание местности делает тропу наиболее легкопроходимым рас стоянием, но не кратчайшим. У жилых мест, погостов и у тоней, расположенных, как правило, у устьев рек и у зашейников, пользуются лодками. Если доведется переходить через долину гор ной речки с крутыми берегами, не спускаются прямо по крутизне. Но либо обходят, либо ищут отлогий спуск, будь то заросшая осыпь, обвал или русло ручья (напр., Немецкий ручей у с. Поной). Искусственными указателями пути лопарская тропа бедна. Очень редко можно встретить камень, положен ный на валун. Другим признаком тропы, но не указа телем ее, служат камни. Они выше человеческого роста, неправильной формы, с закопченной внутри стороной Обычно носят они чье-нибудь имя, присвоенное от ста рины. Назначение их не столько указывать путь, сколько служить убежищем на ночь и в непогоду. Характерно, что все тропы связывают летние погосты с местами рыбных промыслов. В местах разъединения дорог в последнее время некоторые лопари ставят сани-избушку. Несколько иного вида, но тоже связанные с рыболов ством, тропы, соединяющие пог. Каменский, Лумбовский и Иокангский с Поноем. По ним лопари этих погостов ежегодно в конце августа— начале сентября отправлялись на „поездование1 в устье Поноя, для промысла осенней семги. После революции права Каменских и Лумбовских лопарей на лов семги не восстановлены и походов туда больше не совершается. Иоканчане не имели прав и раньше и поэтому ходили вместе с Лумбочанами в каче стве работников. Тропы эти ныни заростают. Весьма важную роль в экономическом и в культурном отношении играла ныне тропа, а прежде дорога, Варзуга,— погост Сергозеро, п. Каменский, п. Куроптевский Летний (Акеманай)— п. Летний Иокангский — п. Летний Думбов- ский. По всей вероятности значение ее было подобно значению тропы-тракта Кандалакша— Кола. Я заключаю это со слов одного из Лумбовских „досельных стариков что в былОе время в Иокангу и Лумбовку (богатейшие погосты еще в середине 19-го века) из Каменского и Варзуги шли батраки на летний семужный лов, и на осеннее время — на сезон лова оленей в тундре. Очень возможно, что этим же путем направлялись с юга по- крученики на тресковый лов в восточную часть Мурман ского берега и западную Терского. Что это могло быть так, можно заключить из некоторых лопарских бываль- щин, в которых гoвopитcя^ что русские промышляли здесь треску и нерпу, а одно время даже изгнали Ио- канчан из их погоста и осели сами. Очень возможно также, что продукты промыслов доставлялись из Терской Лопи в Варзугу этим же путем. Морской путь через Св. Нос был трудно проходим для утлых поморских судов, которые зимовали в отличной Иокангской гавани. Кроме того на левом берегу устья реки Иоканги, как передают, погребены погибшие кареляки. Можно предпо лагать, что это были промышленники из Кузомени.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz