Чарнолусский В. По тропам и «зимникам» Лапландии // Карело-Мурманский край. - 1929. - № 3. – С. 27–31 ; № 4/5. – С. 41–45.

28 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ. Характерна сценка, происшедшая между мною и одним иоканчанином, лучшим знатоком своего края. Однажды, уже по снегу, мы ехали на „чумбур“ , упо­ минаемый в одной из лопарских легенд. Был морозный, ясный день. Очертания холмов выделялись четко. Мой хозяин давал мне „урок по карте". Среди всхолмленной местности я никак не мог выделить вершину, называемую „Власова гора“, которую он показывал мне. На мой взгляд она ничем не отличалась от окружающих пока­ тостей. Все доводы его, что она .повыше будет всех" и цвет у нее другой, „с под солнца", и что „растет она на нас" и шире всех других— все это было мертво для меня, даже когда мы начали .отсчитывать головы", я не различил ее, пока не заметил, что именно по ней движется стадо. Когда учитель мой убедился, что я ра­ зобрался в вершинах лежащего пред нами пейзажа, он уже не сомневался в том, что я составлю карту — пра­ вильную, — ведь я видел всю тундру. К этой же способности ориентироваться в местности следует отнести и быстрое освоение с картой. Имеется чертеж, исполненный двумя лопарями из п. Иоканга. Чертеж изображает береговую линию от Св. Носа до м. Клятны. Общее совпадение контура с береговой линией на карте наглядно показывает знание лопарями своей земли. Таковы с у б ъ е к т и в н ы е данные для распознавания путей, Без этого исключительного знания тундры, которым отличаются лопари вообще, а некоторые в особенности, лопари не имели бы дифференцированного понятия „до­ рога", которая выражается в наличности у лопарей не­ скольких терминов. В конце концов, лопарская дорога есть направление с едва заметными следами передвижений; пользование ею удобно, но не необходимо, так как лопарю сопутствует глубокое ощущение, чутье пути, граничащее с знанием, корни которого, видимо, кроются в сфере подсознатель­ ной, в инстинкте. Но существуют и объективные, более определенные и порою точные способы распознавания путей — по явлениям природы: по ветрам, звездам и т. п., в основе их лежит твердое знание расположения стран света. В использовании ветров чрезвычайно важен навык и днем и ночью внимательно следить за малейшими из­ менениями погоды. Выйдя утром из дома, лопарь не только ощущает ее, но и определяет, при чем наиболее повседневное значение для него имеет ветер. У лопаря их восемь. С этим чувством и знанием ветра, который предопределяет все трудовое расписание дня, лопарь живет сутки, остро реагируя на каждое изменение ветров и погоды. Отправляясь в путь, лопарь непременно отметит в памяти направление в каком простираются сугробы снега, на­ веянные в день отъезда или задолго до этого. Допустим, что иоканчанину нужно ехать в Лумбовский погост. Он твердо знает направление, в котором лежит Лумбовка относительно Иоканги и стран света. Сугробы имеют на­ правление WO. Ездок определяет угол, образуемый обоими направлениями, постоянно придерживаясь этого угла, движется в этом направлении до тех мест, которые ему хорошо знакомы. Изменчивость ветра лопарь опре­ деляет ощущением его на лице. Но может случиться, что ветер отклонится в сторону, а новые сугробы еще не сумеют отложиться. Лопарь, двигаясь в прежнем направлении, учтет угол, под которым изменился ветер и, в случае, если старые „суметы" з а ­ несет, будет двигаться по ветру. Но может случиться, что старые „суметы" метелью или „куревом" занесет и отложит новые. Остается только определить угол, под которым наслоились новые сугробы по отношению к старым и соответственно двигаться. Точно также объезжая пахты, речки и ручьи, двига­ ются „по суметам", учитывая угол их. Тот же принцип „угла движения* лежит и во время поездок „по звездам", при чем из созвездий и звезд предпочитают: Плеяды^ Большую Медведицу и Полярную Звезду. В этих переездах надо твердо знать, каково, местонахождение данной звезды на небе по отношению к местности. В продвижениях вдоль берега большую роль играет темная полоса неба над морем; по ширине и оттенку ее судят, как далеко или близко от моря удалится путник. Бывают поездки, когда, в силу туманов или неясной зимней погоды, можно пользоваться только луной. Однако ориентироваться на нее отваживаются не все, — только памятливые и опытные ездоки. „Поезжая* по солнцу или луне, учитывают угол их движения по небу, при чем подсознательно, повидимому, учитывается высота светила над горизонтом (в данное время года), и момент про­ хождения им меридиана. Для распознавания в пути стран света служат такие обычные признаки, как темная кора деревьев, склонение стволов в сторону, заростание камней печеночными лишаями и др, Вот те средства распознавания пути, которыми поль­ зуются лопари в своих передвижениях без дороги и без дорожных знаков. Переходим теперь к описанию разного рода этих путей. В лесах и в тундрах Летнего Наволока, как и на всем Кольском полуострове вообще, девственный покров почвы изрезан сетью тропинок. По ним вольно пасущиеся олени, домашние и стаи диких (в зависимости от напра­ вления ветров) совершают свои перекочевки. Только лопарь врожденным инстинктом и поколениями вырабо­ танным навыком умудряется различать тропу оленью от человеческой. Самый примитивный вид лопарского пути—засечки на деревьях в лесу. Более совершенным видом его, более тор ­ ной дорогой является тропа. Лента ее тянется не сплошной линией, но то появляется на горе, то исчезает на низи­ нах, перед ручьями, на низких луговинах между холмов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz