Чарнолусский В. По тропам и «зимникам» Лапландии // Карело-Мурманский край. - 1929. - № 3. – С. 27–31 ; № 4/5. – С. 41–45.
28 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ. Характерна сценка, происшедшая между мною и одним иоканчанином, лучшим знатоком своего края. Однажды, уже по снегу, мы ехали на „чумбур“ , упо минаемый в одной из лопарских легенд. Был морозный, ясный день. Очертания холмов выделялись четко. Мой хозяин давал мне „урок по карте". Среди всхолмленной местности я никак не мог выделить вершину, называемую „Власова гора“, которую он показывал мне. На мой взгляд она ничем не отличалась от окружающих пока тостей. Все доводы его, что она .повыше будет всех" и цвет у нее другой, „с под солнца", и что „растет она на нас" и шире всех других— все это было мертво для меня, даже когда мы начали .отсчитывать головы", я не различил ее, пока не заметил, что именно по ней движется стадо. Когда учитель мой убедился, что я ра зобрался в вершинах лежащего пред нами пейзажа, он уже не сомневался в том, что я составлю карту — пра вильную, — ведь я видел всю тундру. К этой же способности ориентироваться в местности следует отнести и быстрое освоение с картой. Имеется чертеж, исполненный двумя лопарями из п. Иоканга. Чертеж изображает береговую линию от Св. Носа до м. Клятны. Общее совпадение контура с береговой линией на карте наглядно показывает знание лопарями своей земли. Таковы с у б ъ е к т и в н ы е данные для распознавания путей, Без этого исключительного знания тундры, которым отличаются лопари вообще, а некоторые в особенности, лопари не имели бы дифференцированного понятия „до рога", которая выражается в наличности у лопарей не скольких терминов. В конце концов, лопарская дорога есть направление с едва заметными следами передвижений; пользование ею удобно, но не необходимо, так как лопарю сопутствует глубокое ощущение, чутье пути, граничащее с знанием, корни которого, видимо, кроются в сфере подсознатель ной, в инстинкте. Но существуют и объективные, более определенные и порою точные способы распознавания путей — по явлениям природы: по ветрам, звездам и т. п., в основе их лежит твердое знание расположения стран света. В использовании ветров чрезвычайно важен навык и днем и ночью внимательно следить за малейшими из менениями погоды. Выйдя утром из дома, лопарь не только ощущает ее, но и определяет, при чем наиболее повседневное значение для него имеет ветер. У лопаря их восемь. С этим чувством и знанием ветра, который предопределяет все трудовое расписание дня, лопарь живет сутки, остро реагируя на каждое изменение ветров и погоды. Отправляясь в путь, лопарь непременно отметит в памяти направление в каком простираются сугробы снега, на веянные в день отъезда или задолго до этого. Допустим, что иоканчанину нужно ехать в Лумбовский погост. Он твердо знает направление, в котором лежит Лумбовка относительно Иоканги и стран света. Сугробы имеют на правление WO. Ездок определяет угол, образуемый обоими направлениями, постоянно придерживаясь этого угла, движется в этом направлении до тех мест, которые ему хорошо знакомы. Изменчивость ветра лопарь опре деляет ощущением его на лице. Но может случиться, что ветер отклонится в сторону, а новые сугробы еще не сумеют отложиться. Лопарь, двигаясь в прежнем направлении, учтет угол, под которым изменился ветер и, в случае, если старые „суметы" з а несет, будет двигаться по ветру. Но может случиться, что старые „суметы" метелью или „куревом" занесет и отложит новые. Остается только определить угол, под которым наслоились новые сугробы по отношению к старым и соответственно двигаться. Точно также объезжая пахты, речки и ручьи, двига ются „по суметам", учитывая угол их. Тот же принцип „угла движения* лежит и во время поездок „по звездам", при чем из созвездий и звезд предпочитают: Плеяды^ Большую Медведицу и Полярную Звезду. В этих переездах надо твердо знать, каково, местонахождение данной звезды на небе по отношению к местности. В продвижениях вдоль берега большую роль играет темная полоса неба над морем; по ширине и оттенку ее судят, как далеко или близко от моря удалится путник. Бывают поездки, когда, в силу туманов или неясной зимней погоды, можно пользоваться только луной. Однако ориентироваться на нее отваживаются не все, — только памятливые и опытные ездоки. „Поезжая* по солнцу или луне, учитывают угол их движения по небу, при чем подсознательно, повидимому, учитывается высота светила над горизонтом (в данное время года), и момент про хождения им меридиана. Для распознавания в пути стран света служат такие обычные признаки, как темная кора деревьев, склонение стволов в сторону, заростание камней печеночными лишаями и др, Вот те средства распознавания пути, которыми поль зуются лопари в своих передвижениях без дороги и без дорожных знаков. Переходим теперь к описанию разного рода этих путей. В лесах и в тундрах Летнего Наволока, как и на всем Кольском полуострове вообще, девственный покров почвы изрезан сетью тропинок. По ним вольно пасущиеся олени, домашние и стаи диких (в зависимости от напра вления ветров) совершают свои перекочевки. Только лопарь врожденным инстинктом и поколениями вырабо танным навыком умудряется различать тропу оленью от человеческой. Самый примитивный вид лопарского пути—засечки на деревьях в лесу. Более совершенным видом его, более тор ной дорогой является тропа. Лента ее тянется не сплошной линией, но то появляется на горе, то исчезает на низи нах, перед ручьями, на низких луговинах между холмов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz