Яновский Б. «Сердце» Мурманска // Карело-Мурманский край. - 1928. - № 10/11. - С. 33-34.

№ 10 — 11 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ. 33 На М у рм а н е .—Выход в океан. „Сердце" Мурманска. Если даже согласиться с тем, что будущее Мур­ манска на воде—в дальнейшем развитии порта, то настоящее его, несомненно, в воде—в эксплоатации рыбных богатств. Издавна население Кольского берега на утлых рыбачьих ёлах бороздило ледяные воды океана и добытой тяжким трудом рыбой кормилось само и кормило береговых окулоптовиков. Труфановы, Могучие, Кротовы на зафрахтованных в Риге судах кружным путем отправляли скупленную рыбу в Санкт-Петербург. От 50-ти до 90 суток проби­ рались суда до Питерских рынков. 1914 год. Немецкой пробкой закупорило порт перекрашенного в „славянский" цвет стольного Петрограда. На костях пленных австрийцев и обманом заве­ зенных китайцев прокладывается Мурманская жел, дорога. 1917 год. Февраль. Октябрь. Интервенция. Д о ­ рогие союзнички штыками вколачивают в рыбаков и рабочих Мурмана европейские традиции: в Иоканьгском застенке под руководством генерала Пуля проводятся „семинарии по культуре капита­ листического Запада". 1920 год. Опекуны „Единой, неделимой...“ на всех парах улепетывают во-свояси. Насмешливо грохочет им в догонку старик-океан. И снова мурманская треска, теперь уже по со­ ветской железной дороге, поехала в тот же город, но по новому адресу—„Ленинград.** Мурманские рыбаки, как могли, подкармливали изголодавшихся рабочих. Но рыбы стране не хватает; не с руки тратить валюту на ввоз заграничной селедки. И вот в 1926 году на Мурмане вводится тралловый лов. „Севгосрыбтрест" получает от Военного ве­ домства 17 трауллеров. Трауллеры приспосабли­ ваются для лова рыбы, и одновременно в Мурманске у Варничного мыса организуется, ставшая рыбным центром Мурмана, Тралловая база. Настоящее Мурманска в рыбе. Об этом доста­ точно убедительно говорит цифра стоимости го­ довой продукции „Севгосрыбтреста“—6.200.000 руб., в четыре раза превышающая бюджет Мурманского округа. И Тралловая база с полным правом может быть названа „сердцем“ Мурманска, четко и бес­ перебойно, в три смены, работающим круглые сутки. Две трети обширной, обнесенной высоким за­ бором, территории базы отвоеваны у Кольской губы. Срыты близлежавшие холмы, и землей их берег вдвинут в воду. По всей территории, там и здесь, на первый взгляд без всякой связанности разбросаны по­ стройки— дома, бараки, склады. Нужно присмо­ треться к работе базы, чтобы понять целесообраз­ ность расположения ее частей. Под тупым углом загибается причальная эсто­ када. Меньшая ее часть, прилегающая к рассчитан­ ному на хранение 7.000 тонн угольному складу, приспособлена для причала глубоко сидящих оке­ анских пароходов, привозящих базе уголь; большая предназначена для разгрузки и погрузки траулле­ ров, шести одновременно. Неделями бродят трауллеры по океану, цепкими траллами вырывая у него свою добычу—треску, пикшу, зубатку, а в водах Гольфштрема—морского окуня, камбалу, палтуса. В походе же, на борту, выловленная рыба разделывается, подсаливается, складывается в трюм; в специальных сологрейках из тресковой печени добывается рыбный жир, отбросы сваливаются за борт. С забитыми до верху трюмами возвращаются трауллеры на базу. Вот стоят они у причальной эстокады, поседевшие от ледяного дыхания океана. Две лебедки—паровая и электрическая, приводимые в движение кочегаркой, одновременно снабжающей водой и отепляющей все строения базы,—громыхая, вытягивают из трауллеров бочки с жиром и боль­ шие плетеные корзины с рыбой. Рыба из корзин опрокидывается в тачки и на них вкатывается в тянущееся вдоль причала высокое здание раз­ делочного склада. Внутри его вдоль второго этажа протянулись две галлерии: в одной—помещение для хранения и сшивки тралловых частей, в другой—контора базы, лаборатория и радио-станция, связывающая базу с далеко разбежавшимися по океан утраулле- рами; нижний этаж—склад рыбы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz