Золотарев Д. Зимой в Лопарской тундре // Карело-Мурманский край. - 1927. - № 12. - С. 6-8.

6 КДРЕЛО-МУРМДНСКИЙ КРАЙ № 12 стная концентрация, еще более усилить общий эффект. Передать Мурманской жел. дороге акции сме­ шанной англо-советской угольной кампании на Шпицбергене, в части, принадлежащей Северо- лесу, и отпустить дороге в счет кредитов по топ­ ливу необходимые средства на выкуп акций, при­ надлежащих английским компаньонам, на оборот­ ные средства и дополнительное оборудование ко­ пей, работа которых носит до сих пор кустарный характер. Мурманская жел. дорога, опираясь на свою промысловую организацию „Желрыба", вполне мог­ ла бы наладить провиантное снабжение рабочего персонала копей, который современем должен быть укомплектован из граждан СССР. Организация на Шпицбергене советской каме- ноугольной промышленности должна расценивать­ ся не только с узко'практической хозяйственной стороны, но и со стороны политико-экономической — развития системы советского хозяйства в районе, тяготеющем к рынкам СССР; в особенности там, где стремится закрепить свое господство между­ народный капитал в явный ущерб интересам СССР. Н. Л а н г м а н. Зимой в лопарской тундре. Мысль об организации зимней экспедиции для изучения лопарей возникла еще в 1923—1924 году с того времени ряд поездок отдельных лиц был сделан и еще более подтвердил необходимость обратить внимание на переживших сильный хозяйственный кризис лопарей, сохранившихся в очень небольшом количестве—около 1600 человек. После небольшой экспедиции автора настоящей заметки с одним сотрудником в 1925 году был окончательно разработан план зимней экспедиции которую удалось осуществить Гос. Русскому Ге­ ографическому Обществу при поддержке Мурман­ ской ж. д. I Лопарская Этно­ логическая экспе­ диция в составе руководителя ант­ рополога Д. Я. Зо лотарева, врача Ф. Г. Иванова-Дят- лова и этнографа В. В Чарнолуско- го сгавйла своей задачей антропо­ логическое, меди- ко - гигиеническое и э т н о г р аф и ч е ­ ское изучение л о ­ парей. О б щ и й план работ был согласован с мур­ манским Губстат- бюро, п р ои з в о ­ дившим в то же время демографи­ ческую и хозяйственную перепись населения *)_у Стояли сильные морозы, когда экспедиция вы­ езжала из Ленинграда. Выходя утром в Петроза­ водске на улицу, мы ощущали особую прелесть мороза в 29J, но не очень хотели, чтобы такие морозы сопровождали нас и дальше. На станции Пулозеро, где есть лопарский поселок, экспедиция снаряжалась и начала свои работы. Небольшой сравнительно, новый лопарский по­ селок, под влиянием железной дороги и колони­ стов, совершенно преобразился, благодаря внесе­ нию в лопарскую жизнь элементов новой культу­ ры и быта. Сидя в железнодорожном клубе, где мы смотрели спектакль, слушали предвыборную речь члена Волисполкома, граммофон, передавав­ ший речи вождей, а также военные марши и др. музыкальные номера, глядя на лица лопарей, с любопытством и интересом воспринимавших то, что им предлагалось, читая плакаты, вроде „жизнь— коротка, искусство—вечно". „Да здравствует десятая годовщина Октября",—мы невольно чувствовали, н а с к о л ьк о нити современной гг - родской культуры пронизывают да ­ лекую от центров лопарскую тундру. Пусть многое, что протекает сю­ да, чуждо или ма- lto понятно без­ грамотным полу­ кочевникам, обде­ ленным культу ­ рой, все же не­ замкнутая своеоб­ разная жизнь на­ рушена, старый бытовой уклад сломан, и новое поколение не бу­ дет по-прежнему повторять жизнь своих дедов и даже отцов. Пулозерские лопари, не оставляя оленеводства и рыболовства, находят заработок на железной дороге, на лесных заготовках и занимаются изво­ зом." Несмотря на это, нельзя сказать, чтобы они были экономически сильными. Приобретя пимы, малицы и лепты и пригото­ вившись во всеоружии встретить холод и ветер *) Подробный отчет заканчивается печатанием в издании Г. Р. Географического Общества.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz