Золотарев Д. Зимой в Лопарской тундре // Карело-Мурманский край. - 1927. - № 12. - С. 6-8.
6 КДРЕЛО-МУРМДНСКИЙ КРАЙ № 12 стная концентрация, еще более усилить общий эффект. Передать Мурманской жел. дороге акции сме шанной англо-советской угольной кампании на Шпицбергене, в части, принадлежащей Северо- лесу, и отпустить дороге в счет кредитов по топ ливу необходимые средства на выкуп акций, при надлежащих английским компаньонам, на оборот ные средства и дополнительное оборудование ко пей, работа которых носит до сих пор кустарный характер. Мурманская жел. дорога, опираясь на свою промысловую организацию „Желрыба", вполне мог ла бы наладить провиантное снабжение рабочего персонала копей, который современем должен быть укомплектован из граждан СССР. Организация на Шпицбергене советской каме- ноугольной промышленности должна расценивать ся не только с узко'практической хозяйственной стороны, но и со стороны политико-экономической — развития системы советского хозяйства в районе, тяготеющем к рынкам СССР; в особенности там, где стремится закрепить свое господство между народный капитал в явный ущерб интересам СССР. Н. Л а н г м а н. Зимой в лопарской тундре. Мысль об организации зимней экспедиции для изучения лопарей возникла еще в 1923—1924 году с того времени ряд поездок отдельных лиц был сделан и еще более подтвердил необходимость обратить внимание на переживших сильный хозяйственный кризис лопарей, сохранившихся в очень небольшом количестве—около 1600 человек. После небольшой экспедиции автора настоящей заметки с одним сотрудником в 1925 году был окончательно разработан план зимней экспедиции которую удалось осуществить Гос. Русскому Ге ографическому Обществу при поддержке Мурман ской ж. д. I Лопарская Этно логическая экспе диция в составе руководителя ант рополога Д. Я. Зо лотарева, врача Ф. Г. Иванова-Дят- лова и этнографа В. В Чарнолуско- го сгавйла своей задачей антропо логическое, меди- ко - гигиеническое и э т н о г р аф и ч е ское изучение л о парей. О б щ и й план работ был согласован с мур манским Губстат- бюро, п р ои з в о дившим в то же время демографи ческую и хозяйственную перепись населения *)_у Стояли сильные морозы, когда экспедиция вы езжала из Ленинграда. Выходя утром в Петроза водске на улицу, мы ощущали особую прелесть мороза в 29J, но не очень хотели, чтобы такие морозы сопровождали нас и дальше. На станции Пулозеро, где есть лопарский поселок, экспедиция снаряжалась и начала свои работы. Небольшой сравнительно, новый лопарский по селок, под влиянием железной дороги и колони стов, совершенно преобразился, благодаря внесе нию в лопарскую жизнь элементов новой культу ры и быта. Сидя в железнодорожном клубе, где мы смотрели спектакль, слушали предвыборную речь члена Волисполкома, граммофон, передавав ший речи вождей, а также военные марши и др. музыкальные номера, глядя на лица лопарей, с любопытством и интересом воспринимавших то, что им предлагалось, читая плакаты, вроде „жизнь— коротка, искусство—вечно". „Да здравствует десятая годовщина Октября",—мы невольно чувствовали, н а с к о л ьк о нити современной гг - родской культуры пронизывают да лекую от центров лопарскую тундру. Пусть многое, что протекает сю да, чуждо или ма- lto понятно без грамотным полу кочевникам, обде ленным культу рой, все же не замкнутая своеоб разная жизнь на рушена, старый бытовой уклад сломан, и новое поколение не бу дет по-прежнему повторять жизнь своих дедов и даже отцов. Пулозерские лопари, не оставляя оленеводства и рыболовства, находят заработок на железной дороге, на лесных заготовках и занимаются изво зом." Несмотря на это, нельзя сказать, чтобы они были экономически сильными. Приобретя пимы, малицы и лепты и пригото вившись во всеоружии встретить холод и ветер *) Подробный отчет заканчивается печатанием в издании Г. Р. Географического Общества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz