Золотарев Д. Зимой в Лопарской тундре // Карело-Мурманский край. - 1927. - № 12. - С. 6-8.

8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 12 нье ориентироваться, несмотря на погоду, чтобы ездить в таких условиях. Найдя старую веху, мы выбрались на правиль­ ный путь и, точно, под'ехали к спуску. На реке было тихо и тепло; обрамленный высокими бере­ гами, Поной явился для нас удобным и верным путем даже при наступлении темноты. Приехав в русское большое село Поной, мы с радостью ощутили проделанный нами путь и под­ вели итоги своим незабываемым впечатлениям. Закончив основную антропологическую работу, мы раз'ехались. Я поехал Терским берегом на Кан­ далакшу, а мои сотрудники вернулись в Иокангу, побывали в летних Лумбовском и Иокангском погостах и 2-го апреля выехали на пароходе в Мурманск. Желая изучить условия быта на лесных заго­ товках, куда собирается много лопарей, даже из отдаленных погостов, сотрудники направились в Тайболу, а затем, побывав в Кильдинском погосте и Коле и проработав в учреждениях Мурманска, особенно в Губстатбюро, 11 мая вернулись в Ле­ нинград. Благодаря содействию, которое мы всюду встречали, и помощи, оказанной администрацией, начиная с Губисполкома и кончая членами сель­ советов, и особенно благодаря В. К. Алимову, М. Н. Михайлову и др., нам удалось выполнить свою задачу. Четыре месяца работы экспедиции дали но­ вый обширный материал для суждения об антро­ пологических особенностях лопарей, их конститу­ ции, состоянии здоровья, заболеваниях, гигиене, хозяйственном быте, оленеводстве, рыболовстве, постройках, одежде, наконец, по духовной куль­ туре. Разработка собранных материалов и про­ должение работ является задачей дня Экспедиция, впервые выполнив подобный маршрут и собрав материал, надеется, что ее ра­ бота послужит началом систематического изуче­ ния населения Кольского полуострова, требующе­ го больше внимания со стороны центра, чем это было до сих пор. Проф. Д. Золотарев. Ледяные дороги на лесоразработках. „Нет худа без добра" — гласит меткая народ­ ная поговорка, характеризующая двойственность и противоречивость, присущие многим, если не всем, явлениям жизни и природы. Суровый, холодный климат может являться не только трудно-преодо- лимым препятствием в жизни и деятельности че­ ловека, напротив—часто он оказывается подспорь­ ем во многих отраслях работы. Лесопромышлен­ ник не станет жаловаться на холод и сопутствую­ щие ему: лед, перебрасывающий мосты через ре­ ки и озера и снег, прокладывающий дороги по непроезжим, а иногда и непроходимым дебрям лесной глуши. Холодные, снежные зимы северных районов создают для лесной промышленности незаменимые преимущества, каких не знает знойный юг; силами природы, без капитальных вложёний и без зна­ чительного труда они организуют транспорт 'для громоздких лесных материалов. Нужно только по­ шевеливать мозгами для использования сил при­ роды. При умелом комбинировании их можно до­ стигнуть в области транспорта лесных материалов потрясающих результатов. В Северной Америке и в "Канаде можно видеть зимой в отдаленнейших лесных районах целые поезда с многосильными тракторами, похожими на паровозы, с длинными составами саней-платформ, превышающих грузопод'емностью железнодорож­ ные платформы, поезда, двигающиеся по путям, на которых железные рельсы с успехом заменены ледяной колеей, изготовленной не на отдаленных заводах, а здесь же на месте в мастерской при­ роды, где в качестве рабсилы и главного мастера выступает крепкий мороз. Карело-Мурманский край богат резервами этой морозной рабсилы и ж^ет инициативного толчка к ее применению в деле развивающихся лесоза­ готовок на изобилующей лесными запасами, но бездорожной и малонаселенной территории. В начавшуюся зиму почин сделан: обе рабо­ тающие в Карелии лесопромышленные организа­ ции — Кареллес и Желлес приступили к устрой­ ству на лесозаготовках ледяных дорог, причем опыт ведется по принципу разделения труда: Жел­ лес строит эти дороги по канадскому методу, Ка­ реллес — по финскому и шведскому, более при­ митивному, а потому требующему меньших затрат, за счет, конечно, достигаемых результатов. Срав­ нив достижения по окончании заготовительного периода, обе наши организаций произведут прак­ тически проверенный выбор между этими двумя кон- куррирующими методами. Когда „крестьянин торжествуя на дровнях об­ новляет путь", в результате его торжества сзади остаются следы полозьев — две колеи. Следующий уже не поедет по целине, его лошадь сама пой­ дет по проложенному следу. Повторными проез­ дами колея накатывается, снег в ней спрессовы­ вается; растаивая в частые в начале зимы отте­ пели и вновь замерзая, он покрывается легкой ле­ дяной коркой. По скользким, ледяным колеям, сво­ дящим до минимума трение и препятствующим раскатыванию саней на склонах и поворотах, ло­ шадь повезет грузы во много раз большие, чем на колесах по грунтовой дороге, чем на санях по целине снега. В этом прообраз искусственных ледяных дорог. Огромный ряд поколений на протяжении де­ сятков столетий и повседневной жизни наблюдал и инертно пользовался преимуществами накатан­ ного обледеневшего санного пути. Нужно удивляться, что так сравнительно не­ давно сделаны практические выводы из этого по­ вседневного наблюдения, что так недавно возник­ ла мысль о широкой возможности внести в дан­ ном случае рационализацию и в обслуживание че­ ловека природой, устраивая с ее помощью искус­ ственные ледяные каналы для полозьев, уширяя расстояния между ними в санях, делая последние более поворотливыми путем шарниров и^ цепей, усиливая их грузопод'емность.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz