Золотарев Д. Зимой в Лопарской тундре // Карело-Мурманский край. - 1927. - № 12. - С. 6-8.
8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 12 нье ориентироваться, несмотря на погоду, чтобы ездить в таких условиях. Найдя старую веху, мы выбрались на правиль ный путь и, точно, под'ехали к спуску. На реке было тихо и тепло; обрамленный высокими бере гами, Поной явился для нас удобным и верным путем даже при наступлении темноты. Приехав в русское большое село Поной, мы с радостью ощутили проделанный нами путь и под вели итоги своим незабываемым впечатлениям. Закончив основную антропологическую работу, мы раз'ехались. Я поехал Терским берегом на Кан далакшу, а мои сотрудники вернулись в Иокангу, побывали в летних Лумбовском и Иокангском погостах и 2-го апреля выехали на пароходе в Мурманск. Желая изучить условия быта на лесных заго товках, куда собирается много лопарей, даже из отдаленных погостов, сотрудники направились в Тайболу, а затем, побывав в Кильдинском погосте и Коле и проработав в учреждениях Мурманска, особенно в Губстатбюро, 11 мая вернулись в Ле нинград. Благодаря содействию, которое мы всюду встречали, и помощи, оказанной администрацией, начиная с Губисполкома и кончая членами сель советов, и особенно благодаря В. К. Алимову, М. Н. Михайлову и др., нам удалось выполнить свою задачу. Четыре месяца работы экспедиции дали но вый обширный материал для суждения об антро пологических особенностях лопарей, их конститу ции, состоянии здоровья, заболеваниях, гигиене, хозяйственном быте, оленеводстве, рыболовстве, постройках, одежде, наконец, по духовной куль туре. Разработка собранных материалов и про должение работ является задачей дня Экспедиция, впервые выполнив подобный маршрут и собрав материал, надеется, что ее ра бота послужит началом систематического изуче ния населения Кольского полуострова, требующе го больше внимания со стороны центра, чем это было до сих пор. Проф. Д. Золотарев. Ледяные дороги на лесоразработках. „Нет худа без добра" — гласит меткая народ ная поговорка, характеризующая двойственность и противоречивость, присущие многим, если не всем, явлениям жизни и природы. Суровый, холодный климат может являться не только трудно-преодо- лимым препятствием в жизни и деятельности че ловека, напротив—часто он оказывается подспорь ем во многих отраслях работы. Лесопромышлен ник не станет жаловаться на холод и сопутствую щие ему: лед, перебрасывающий мосты через ре ки и озера и снег, прокладывающий дороги по непроезжим, а иногда и непроходимым дебрям лесной глуши. Холодные, снежные зимы северных районов создают для лесной промышленности незаменимые преимущества, каких не знает знойный юг; силами природы, без капитальных вложёний и без зна чительного труда они организуют транспорт 'для громоздких лесных материалов. Нужно только по шевеливать мозгами для использования сил при роды. При умелом комбинировании их можно до стигнуть в области транспорта лесных материалов потрясающих результатов. В Северной Америке и в "Канаде можно видеть зимой в отдаленнейших лесных районах целые поезда с многосильными тракторами, похожими на паровозы, с длинными составами саней-платформ, превышающих грузопод'емностью железнодорож ные платформы, поезда, двигающиеся по путям, на которых железные рельсы с успехом заменены ледяной колеей, изготовленной не на отдаленных заводах, а здесь же на месте в мастерской при роды, где в качестве рабсилы и главного мастера выступает крепкий мороз. Карело-Мурманский край богат резервами этой морозной рабсилы и ж^ет инициативного толчка к ее применению в деле развивающихся лесоза готовок на изобилующей лесными запасами, но бездорожной и малонаселенной территории. В начавшуюся зиму почин сделан: обе рабо тающие в Карелии лесопромышленные организа ции — Кареллес и Желлес приступили к устрой ству на лесозаготовках ледяных дорог, причем опыт ведется по принципу разделения труда: Жел лес строит эти дороги по канадскому методу, Ка реллес — по финскому и шведскому, более при митивному, а потому требующему меньших затрат, за счет, конечно, достигаемых результатов. Срав нив достижения по окончании заготовительного периода, обе наши организаций произведут прак тически проверенный выбор между этими двумя кон- куррирующими методами. Когда „крестьянин торжествуя на дровнях об новляет путь", в результате его торжества сзади остаются следы полозьев — две колеи. Следующий уже не поедет по целине, его лошадь сама пой дет по проложенному следу. Повторными проез дами колея накатывается, снег в ней спрессовы вается; растаивая в частые в начале зимы отте пели и вновь замерзая, он покрывается легкой ле дяной коркой. По скользким, ледяным колеям, сво дящим до минимума трение и препятствующим раскатыванию саней на склонах и поворотах, ло шадь повезет грузы во много раз большие, чем на колесах по грунтовой дороге, чем на санях по целине снега. В этом прообраз искусственных ледяных дорог. Огромный ряд поколений на протяжении де сятков столетий и повседневной жизни наблюдал и инертно пользовался преимуществами накатан ного обледеневшего санного пути. Нужно удивляться, что так сравнительно не давно сделаны практические выводы из этого по вседневного наблюдения, что так недавно возник ла мысль о широкой возможности внести в дан ном случае рационализацию и в обслуживание че ловека природой, устраивая с ее помощью искус ственные ледяные каналы для полозьев, уширяя расстояния между ними в санях, делая последние более поворотливыми путем шарниров и^ цепей, усиливая их грузопод'емность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz