Зайцев Б. Уточка: обряд лопарской свадьбы // Карело-Мурманский край. - 1927. - № 9. - С. 21-23.
№ 9 КЯРЕЛО-МУРМЯНСКИЙ КРЯЙ 21 около 25—30 тысяч душ, из них около 16 тыс. душ было карел дворцовых. Попав в крепостную зависимость к дворцу и к помещикам карельское население подверглось даль нейшему рассеянию. Так например, часть карел была населена в подмосковском дворцовом селе- Измайлове *). Повидимому, переселяли их и в дру гие дворцовые села, в особенности тех, которые знали какое-либо ремесло. Не в меньшей, а в боль шей степени перебрасывали свою рабочую силу и помещики. За двести пятьдесят лет со времени своего переселения значительная часть карел об русела и смешалась с коренным населением и только более или менее компактная масса карел осталась в теперешней Тверской губернии, в райо не бывших дворцовых вотчин. М. Гудои іников . Я rS S чг~ „УТ0ЧКА“. (Обряд лопарской свадьбы). На огромном небесном прилавке кто-то неви димый меряет, разворачивает блестящие парчевые ткани. —Северное сияние! Золотые ткани сверкают, переливаются тыся чами волнующихся складок, излучая пучки трепет ного мерцающего света... Пять оленьих упряжек вихрем мчится по снеж ной равнине. —Это жених со сватами из Ловозера—сказал мне мой возница—лопарь, указывая хореем на едущих.—Завтра у нас. в Семиострове, свадьба: сосед мой Онисим Корылов дочку свою выдает. Вот и ты погуляешь на свадьбе... С этими словами возница мой хореем слегка подбодрил благородных животных и три наших эрьги (оленя) стрелою метнулись вслед удаляв шимся сватам. Когда жених со сватами под'езжа- ли к первым избушкам Семиострова, то и наша упряжка уж была рядом с ними. Через минуту— полтора десятка оленей и шесть санок сгрудилось перед избушкой Онисима. Сватовья пошли в сени, мы тоже. Войдя в из бу и став у порога, сваты громко сказали, при ветствуя семью хозяина: Еще к вопросу о переселении карел в Тверскую губернию. Во время в о й ны между Ш в е ц и е й и М оскв о й, К а релия превратилась в поле б и твы . Эти во йны длились беспреры вно в ко н це X V и в начале XVI стопетий. карелы, видимо, начали убегать от в о й ны уже в ко н це XV столетия в глубь России и, в частности, в Т ве р скую гу б е р н и ю . По Столбовскому мирному д о го в о р у 1617 года восточная часть ны н еш н е й В ы б о р гс ко й и К уо п и о ско й губ е р н и й или, так наз. Приладож ская Карелия, Финляндия и Ингерм анландия были отданы под власть Ш в е ц и и . Лю те р а нско е п р а в и т е л ь ство Ш в е ц и и поставило себе о д н о й из главны х задач п р е вращ ение православны х карел в лю те р а н скую веру даже на сильственными мерами. В результате жестокостей ш вед ских властей, когда в 1655— 56 году вспы хнула новая война между М оскв о й и Ш в е ц и е й , п р ил а дож ски е карелы восстали против Ш в е ц и и и п р исо е д и ни л ись к русским войскам, на ступавшим на И н ге рм а н л а н д ию и П р и л а д ож скую Карелию . В ойна все-таки о ко н ч и л а сь п о р аж е н и ем р усских войск и вместе с отступ ивш им и войсками отступило та кж е м н о го карел, которые поселились на п усто ва вш их местах Т верской губернии По сохрани вш им ся сп исо ч ным д ан ны м всего тогда переселилось 4000 ка р е льских семейств. Видимо, этл переселенцы и составляю т гл а в н ую массу всех переселившихся. По кроме н и х и п о зж е карелы п о кидали свои «насиженные места в н е ур ож а й ны е , гол о д ны е годы, как нам ука зы в аю т со хр а ни вш и еся материалы. М е ж ду п р о чим , имеются д анны я о п е р есе л е н ии карел из мест ностей н ы н еш н е го ГІа д а нско го уезда. {Примечание Лредсовнарнома А [-СССР, тов. Э .А . Гюл- липга). Редакция. *) Заозерский „Ц арь Алексей М ихайл. в своем хо зяй стве", стр. 167. —Тирв ельбитэ! (Здорово живете!). С лавки встали хозяин с семьею и, кланяясь, предложили садиться. Все сели. Приезжие гости поставили на стол вино и закуски и стали про сить хозяев отведать того и другого. Среди угощенья, сватовья завели разговор о женихе и невесте. И тут же порешили назавтра сыграть свадьбу. Получив согласие, жених встал и достал из кармана шелковый яркий платок и золотое коль цо. Кольцо подарил на память невесте, а платком повязал ей шею. После этого поцеловал невесту и сел рядом с ней продолжать пированье. Водка льется рекой. Речи хмельные бессвязны и громки. Шумливо и душно становится в тесной избушке... —Будет. Довольно. Пора и домой. Я завтра обратно приедем, на свадьбу,—решил старший из сватьев, и гости толпою пошли из избы. * * * На другой день, в избушку, где я ночевал, постучались. В избу вошли два лопаря—дружки жениха и невесты, в городских пиджаках, в сапогах, с яр кими лентами, пришитыми к лацкану. — Герасим Ярхипыч и Дарья Петровна!—Ска зали ребята с поклоном. Потом вдруг запели: —Батюшка, матушка кланялись. Хлеба с солью кушать—не будьте горды. Не будьте ослушниками, будьте послушни ками. Пожалуйте посидеть, зарученную невесту по смотреть. Пожав затем у всех руки и пятясь к двери, друж ки добавили: —Не за нами—за пятами, за добрыми мо лодцами. * * * Хотя я и не получил официального приглаше ния на свадьбу, но все же решил пойти посмот реть на знаменитую „уточку"—обряд лопарской свадьбы. Вечером, когда я с хозяином и хозяйкой от правился на свадьбу, нам попалась небольшая процессия из 5 человек, идущая гуськом по до роге. —Смотри,—шепнул мне хозяин,—впереди идет сват, за ним—кассир, а дальше—жених, „лошадь", и „кучер". Идут они „уточку" разыскивать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz