Зайцев Б. Уточка: обряд лопарской свадьбы // Карело-Мурманский край. - 1927. - № 9. - С. 21-23.

№ 9 КЯРЕЛО-МУРМЯНСКИЙ КРЯЙ 21 около 25—30 тысяч душ, из них около 16 тыс. душ было карел дворцовых. Попав в крепостную зависимость к дворцу и к помещикам карельское население подверглось даль­ нейшему рассеянию. Так например, часть карел была населена в подмосковском дворцовом селе- Измайлове *). Повидимому, переселяли их и в дру­ гие дворцовые села, в особенности тех, которые знали какое-либо ремесло. Не в меньшей, а в боль­ шей степени перебрасывали свою рабочую силу и помещики. За двести пятьдесят лет со времени своего переселения значительная часть карел об­ русела и смешалась с коренным населением и только более или менее компактная масса карел осталась в теперешней Тверской губернии, в райо­ не бывших дворцовых вотчин. М. Гудои іников . Я rS S чг~ „УТ0ЧКА“. (Обряд лопарской свадьбы). На огромном небесном прилавке кто-то неви­ димый меряет, разворачивает блестящие парчевые ткани. —Северное сияние! Золотые ткани сверкают, переливаются тыся­ чами волнующихся складок, излучая пучки трепет­ ного мерцающего света... Пять оленьих упряжек вихрем мчится по снеж­ ной равнине. —Это жених со сватами из Ловозера—сказал мне мой возница—лопарь, указывая хореем на едущих.—Завтра у нас. в Семиострове, свадьба: сосед мой Онисим Корылов дочку свою выдает. Вот и ты погуляешь на свадьбе... С этими словами возница мой хореем слегка подбодрил благородных животных и три наших эрьги (оленя) стрелою метнулись вслед удаляв­ шимся сватам. Когда жених со сватами под'езжа- ли к первым избушкам Семиострова, то и наша упряжка уж была рядом с ними. Через минуту— полтора десятка оленей и шесть санок сгрудилось перед избушкой Онисима. Сватовья пошли в сени, мы тоже. Войдя в из­ бу и став у порога, сваты громко сказали, при­ ветствуя семью хозяина: Еще к вопросу о переселении карел в Тверскую губернию. Во время в о й ны между Ш в е ц и е й и М оскв о й, К а ­ релия превратилась в поле б и твы . Эти во йны длились беспреры вно в ко н це X V и в начале XVI стопетий. карелы, видимо, начали убегать от в о й ны уже в ко н це XV столетия в глубь России и, в частности, в Т ве р скую гу б е р н и ю . По Столбовскому мирному д о го в о р у 1617 года восточная часть ны н еш н е й В ы б о р гс ко й и К уо п и о ско й губ е р н и й или, так наз. Приладож ская Карелия, Финляндия и Ингерм анландия были отданы под власть Ш в е ц и и . Лю те р а нско е п р а в и т е л ь ­ ство Ш в е ц и и поставило себе о д н о й из главны х задач п р е ­ вращ ение православны х карел в лю те р а н скую веру даже на­ сильственными мерами. В результате жестокостей ш вед ­ ских властей, когда в 1655— 56 году вспы хнула новая война между М оскв о й и Ш в е ц и е й , п р ил а дож ски е карелы восстали против Ш в е ц и и и п р исо е д и ни л ись к русским войскам, на­ ступавшим на И н ге рм а н л а н д ию и П р и л а д ож скую Карелию . В ойна все-таки о ко н ч и л а сь п о р аж е н и ем р усских войск и вместе с отступ ивш им и войсками отступило та кж е м н о го карел, которые поселились на п усто ва вш их местах Т верской губернии По сохрани вш им ся сп исо ч ным д ан ны м всего тогда переселилось 4000 ка р е льских семейств. Видимо, этл переселенцы и составляю т гл а в н ую массу всех переселившихся. По кроме н и х и п о зж е карелы п о ­ кидали свои «насиженные места в н е ур ож а й ны е , гол о д ны е годы, как нам ука зы в аю т со хр а ни вш и еся материалы. М е ж ­ ду п р о чим , имеются д анны я о п е р есе л е н ии карел из мест­ ностей н ы н еш н е го ГІа д а нско го уезда. {Примечание Лредсовнарнома А [-СССР, тов. Э .А . Гюл- липга). Редакция. *) Заозерский „Ц арь Алексей М ихайл. в своем хо зяй­ стве", стр. 167. —Тирв ельбитэ! (Здорово живете!). С лавки встали хозяин с семьею и, кланяясь, предложили садиться. Все сели. Приезжие гости поставили на стол вино и закуски и стали про­ сить хозяев отведать того и другого. Среди угощенья, сватовья завели разговор о женихе и невесте. И тут же порешили назавтра сыграть свадьбу. Получив согласие, жених встал и достал из кармана шелковый яркий платок и золотое коль­ цо. Кольцо подарил на память невесте, а платком повязал ей шею. После этого поцеловал невесту и сел рядом с ней продолжать пированье. Водка льется рекой. Речи хмельные бессвязны и громки. Шумливо и душно становится в тесной избушке... —Будет. Довольно. Пора и домой. Я завтра обратно приедем, на свадьбу,—решил старший из сватьев, и гости толпою пошли из избы. * * * На другой день, в избушку, где я ночевал, постучались. В избу вошли два лопаря—дружки жениха и невесты, в городских пиджаках, в сапогах, с яр­ кими лентами, пришитыми к лацкану. — Герасим Ярхипыч и Дарья Петровна!—Ска зали ребята с поклоном. Потом вдруг запели: —Батюшка, матушка кланялись. Хлеба с солью кушать—не будьте горды. Не будьте ослушниками, будьте послушни­ ками. Пожалуйте посидеть, зарученную невесту по­ смотреть. Пожав затем у всех руки и пятясь к двери, друж­ ки добавили: —Не за нами—за пятами, за добрыми мо­ лодцами. * * * Хотя я и не получил официального приглаше­ ния на свадьбу, но все же решил пойти посмот­ реть на знаменитую „уточку"—обряд лопарской свадьбы. Вечером, когда я с хозяином и хозяйкой от­ правился на свадьбу, нам попалась небольшая процессия из 5 человек, идущая гуськом по до ­ роге. —Смотри,—шепнул мне хозяин,—впереди идет сват, за ним—кассир, а дальше—жених, „лошадь", и „кучер". Идут они „уточку" разыскивать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz