Шагин В. Кино-поезд на Севере // Карело-Мурманский край. - 1927. - № 7/8. - С. 36-38.
Jv*0 ?—8 КАРЕЛО-МУРМДНСКИЙ КРАЙ 37 рых 2613 приходится на долю желе знодорожни ков, а на долю крестьян и членов других союзов 1232 посещения. Теперь не трудно себе представить, какой страшный урон понес наш культурно-просвети* тельный фронт, когда во время недавнего п ож а ра в Зв ан к е сгорел и погиб находящийся в р е монте второй кино-поезд Дорпрофсожа. Сейчас приняты все меры, мобилизованы все средства, но что можно сделать, когда средства Дорпрофсожа на культработу ничтожны (в срав нении с потребностями). Стройка нового, взамен сгоревшего кино-поезда идет, но она потребует своего в ремени—вот почему ещ е с большей си лой вырастает значение ныне действующего кино поезда и его меньшего брата, кино вагона, р аб о тающего на самых предельных участках севера дороги (кино-вагон 5 Учкпрофсожа). Это значение становится тем больше, чем шире и глубже наши кино на колесах начинают ставить свою работу. Если первый кино-поезд, пущенный в ход в 22-м году являлся исключительно кино-экраном, если его выезды на линию невольно служили лишь целям развлечения рабочих после их трудового дня, то постепенно год за годом деятельность кино-поез- да стала приобретать более и более углублен ный характер и в настоящее время положитель ные итоги такой работы кино-поездов дают свои ощутительные результаты. Кино-поезда сделались прекрасными инфор маторами-передатчиками начинаний центра на линию и состояния линии—центру. В осо бенности это отчетливо сказалось на последнем рейсе кино-поезда. В своем наблюдении состоя ния работы библиотечек-передвижек на мелких пунктах ж. д., заведующий кино-поездом устана вливает такую безотрадную картину: 1) Книги не менялись от 4-х месяцев до года, вследствие чего (к слову сказать) и передвижник и даже самые ретивые читатели часто забывали о существовании передвижки 2) Никакой работы по привлечению читателей на местах не велось. Культ-комиссии и п ер едвиж ники ограничивались тем, что выдавали книги читателям, которые „сами приходили" за кни гой. А таких читателей, бесспорно, единицы. Наблюдались такие факты, когда даже эта ме ханическая выдача производилась нетерпимо: не было постоянного передвижника, не было преем ственности в работе с передвижкой. Не установ лено постоянного времени и места, где читатель мог бы получить книгу Наблюдались случаи б е залаберной , наплевательской передачи передвиж ки от месткома к месткому, от передвижника — другому (пример --Челма) Результаты перечислен ных фактов иногда приводили к тому, что насе ление не знало, что передвижка, вообще, суще ствует. Громадным также препятствием в работе п е редвижек является часто полное отсутствие дея тельности большинсва красных уголков. Трудно, действительно, ждать хорошей работы от передвижки, когда она месяцами стоит в пу стующем, закрытом, темном, холодном помеще нии, куда рабочие приходят раз в месяц на соб рание. Редкие исключения (в роде Пижмы и Б о яр ской), где красные уголки—уютные помещения, в которых кипит жизнь, доказывают, что и работа с передвижками там протекает исключительно хорошо. В Лижме, например, где книг было вы д ано относительно более, чем в других местах, ч ер е з две недели книг для читателей не хватало. Следует упомянуть также о том, что учета р а боты передвижек на каждой станции отдельно поч ти не существовало, так как выдачу книг отмечали в инвентарном списке передвижки все станции под ряд, фиксируя, таким образом не работу с п е р е движкой данной станции, а читаемость той или иной книги вообще.... Кино-поезд проводит (посильное во вре мени) живое инструктирование местных культ- ячеек. В тех случаях, когда кино-поезду удавалось оставаться на какой-нибудь станции подольше, там расширялась и его работа: на ст. Надвсйпы, где кино поезд стоял два дня; на второй день (12/111) в красном уголке (клубе), после неболь шого местною доклада и спектакля, была сделана попытка показать на практике местному культ- активу способы организации и проведения вечера самодеятельности. Попытка увенчалась успехом: удалось добиться основного—активности многих присутствовавших, непринужденности и подлинного, здорового веселья и смеха. Пришлось начать немногим, и вскоре, как из рога изобилия, посыпались декламаторы , рассказчики, певцы. Оживленно играли, танцовали. Конечно, многие №№ были дрянью, но главное удалось сделать: культ-актив познакомился с делом наглядно. В отдельных пунктах дороги кино-поезд сов местно с активом организовал „Вечера вопросов и ответов"—все это являлось опять-таки нагляд ным инструктажем и, несомненно, приносило свою пользу и давало достаточный толчек к примене нию местами нужных форм культурно-просвети тельной работы союза. Не забыты и дети ли нейных железнодорожников: ученики школ ст. ст. Свирь, Поньгома, Токари, Суны, Сегежа, Надвойцы, Парандово, Шуерецкой , Лоухи и др. станций на перебой шлют свои письма-записки кино-поезду, благодарят его. „Особенно нам по нравилась комедия в двух частях „Снукки и его похождения", сегодня для нас был настоящий пра зд ник.... Утром мы ещ е ра з ходили в кино-вагон. Там нам показывали туманные картины из произ* ведений Гоголя „Ночь под рождество", из произ ведений Пушкина „Сказка о золотой рыбке ... Из игры граммофона—б ольше всего понравилась пластинка, и зобр ажающа я „утро в лесу".... О работе граммофона кино-поезд так з носит свои наблюдения: интересно и важно отметить опыты, которые удалось проделать, пр ед лагая вниманию слушателей се р ье зные му зыкаль ные вещи (вроде отрывков из некоторых опер: Кармен, Евгений Онегин, Сюита из Снегурочки, Ночь на Лысой горе Мусорского и др.) с неболь шим вступительным словом. Везде и всегда эти пластинки заслушивались с напряженным вниманием. И не подлежит ник а кому сомнению, что при соответствующем подборе пластинок, таким путем можно развернуть зн ачи тельную работу по музыкальному воспитанию р а бочих. Экскурсионную кампанию кино-поезд про пагандировал показом видовых туманных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz