Островский Б. Г. Волны Северного моря // Карело-Мурманский край. - 1927. - № 5/6. - С. 15-20.

№ 5— б КАРЕЛ О-МуРМДНСКИЙ КРАЙ 19 своей энергии, благодаря трению о дно, длина волны уменьшается, скорость перемещения также уменьшается, высота увеличивается. Вздымаясь у берега стеной, волна выпрямляется и, заливаясь сверху, задержанная в нижних своих частях, с гро­ хотом и силой обрушивается на берег. Прибли­ жаясь к берегу и набираясь как бы последней силы, волна, захватывает л еж ащи е на дне камни, иногда д аж е их приподымает и с силой бросает на берег. Насколько сила эта быв ае т иногда зн а ­ чительной, дока зыв ает случай, свидетелем которо­ го я был несколько лет тому назад в Сочи. Ку­ павшийся в прибрежных бурунах человек был наповал убит ударившии ему по затылку значи ­ тельных размеров камнем. Как действует океанская волна на ход б о л ьш о ­ го парохода? Скорость д аж е быстроходных пасса­ жирских пароходов в шторм падает с 20 до 11 и даже 5 узлов, а иногда ещ е и меньше. Сравни­ тельно же не больше грузовики до четырех ты ­ сяч тонн в сильный шторм иногда работают впе­ ред полным ходом, не двигаясь с места. Любопытно, что в циклонические бури, не от­ личающиеся правильным характером волн, прини­ мающих тогда более отлогую форму, в море страдают более крупные суда, чем мелкие. Так в одну из недавних бурь в Атлантическом океане, где по отзывам моряков, штормовая волна не п р е ­ вышала 40 футов, самый большой в мире п аро ­ ход „Левиафан", подвергся жестокой трепке. Верхняя палуба этого гиганта, отстоящая от в а т ер ­ линии на высоте до 90 футов, заливалась целым водопадом, предметы опрокидывались и пассажи ­ ры жестоко страдали. Чем же об'яснить это? Об ‘- ясняется это прежде всего тем, что пароход, вслед ­ ствие своей коллосальной тяжести и размеров, не может уступить, „сдать" наступающей на него волне и, имея поступательное движение вперед даже в самую жестокую бурю,—со всего размаха принимает всей „грудью" на себя водяную стену, таящую в себе огромный запас энергии. Судно же небольших размеров легко отшвыривается такой волной назад, вследствие чего и ослабевает сила самого удара. При килевой качке, т. е. когда пароход „режет" волну, идя в перпендикулярном к ней н ап р а в л е ­ нии, следует особенно опасаться, чтобы носовая часть парохода, перескакивая с волны на волну, не особенно выступала вперед, повисая таким о б ­ разом „в воздухе", вовсе не поддерживаемая сни­ зу водой. То напряжение, которое испытывает эта оголившаяся часть парохода, может оказаться в иных случаях для него роковым, если скрепления судна недостаточно прочны. Таким образом н е ­ сколько лет тому назад, погиб английский мино­ носец „Випер". Подошедшая волна настолько вы ­ соко приподняла на воздух оголившуюся часть кор ­ пуса, что судно переломилось пополам. В подобных случаях, т. е. при встречной волне особенно опасным грузом на торговых судах я в ­ ляется руда. Тяжесть его далеко не позволяет нагрузить трюм парохода до верху, в бурю руда свободно „гуляет" по трюму, ♦сгруживаясь в от­ дельных местах трюма и увеличивая тем самым давление лишь на известную площадь трюма. Ежегодно практика мореплавания, отмечает случай гибели пароходов с рудой,, пѳреламливающихся по­ полам. Особенно часты эти случаи у берегов Нор ­ вегии. Но иногда, руда в сильную боковую качку пересыпается на один из бортов и уже не дает пароходу выпрямиться. Пароход, свалившись на один из бортов, продолжает в таком направлении путь. Последующие волны кренят его ещ е более; иногда такой пароход переворачивается вверх килем. Неприятнейшим последствием качки для мно­ гих является так назыв. „морская боле знь". Симп­ томы е е хорошо известны и потому мы не будем о них распространяться. Выяснению сущности мор ­ ской болезни посвящено не мало исследований и механизм ее в настоящее время довольно подроб ­ но изучен. Иные впечатлительные и боязливые люди, н а ­ пуганные рассказами о морских бурях, испыты­ вают ее первые приступы, едва выйдут на п алу ­ бу парохода. И наоборот, люди, внушающие себе, что они должны благополучно перенести качку, как бы „не думающие" вовсе о морской болезни и ее последствиях, вполне благополучно п е р ен о ­ сят качку. Итак первым средством борьбы с мор ­ ской болезнью, или хотя бы попыткой пр е о д о л е ­ ния ее, следует признать напряжение воли. Что здесь действительно имеет значение психика ч е ­ ловека, доказывают любопытные случаи из мор ­ ской практики, когда при внезапной опасности во время плавания, у иных страдавших морской б о ­ лезнью путешественников, ее как бы „рукой сн и ­ мало". Но, конечно, подобный „диагноз" не при ­ меним ко всем без исключения. В иных случаях путешествующие настолько жестоко страдают, что корень их недомоганий никак не может быть об ‘- ясним их психикой, а без сомнения мы видим здесь картину совсем иного характера. Как известно, равновесие тела обуславливается благодаря получению извне известных нервных раздражений , так наз. рефлексов. Функцию этого органа равновесия у человека исполняют полук­ ружные каналы, расположенные вблизи от сред ­ него уха. Эти то каналы, посредством нервов и передают немедленно мозгу всякое отклонение от равновесия, испытываемого телом. Мозг, отвечая на это раздражение , стремится выпрямить его пу­ тем возбуждения нервов, ведущих к мышцам. Но эти раздражения , посылаемые в мозг, не должны очень быстро следовать одно за другим. Увеличе­ ние быстроты раздражения делает то, что мозг не успевает правильно реагировать и своевремен­ но выправлять путем сигнала к мышцам, получае­ мые раздражения . Во время качки, тело человека получает слишком много подобных раздражений , выводящих его из состояния равновесия. Не у сп е ­ ет мозг выправить первое ра здражение , как н а ­ ступает следующее и т. д. В результате человек теряет чувство равновесия со всем проистекаю­ щими отсюда последствиями, головокружениями, тошнотой и т. д. Располагает ли в настоящее время медицина средствами, применение которых предупредило или смягчило уже начавшийся приступ? Обычно применяемое в качку средство: лежани е на спине с подложенной под голову подушкой хотя и сп о ­ собствует приведению органа в равновесии в т а ­ кое положение, при котором он теряет значитель ­ ную долю своей чувствительности, но все ж е оно отнюдь не радикально. Гораздо более действитель ­ ным и верным средством является атропин. Это превосходное средство, действие которого при симптомах морской болезни подробно р а зр або т ано французским врачем Нолифом, является в настоя­ щее время н аи б о л е е действительным. Атропин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz