Островский Б. Г. Волны Северного моря // Карело-Мурманский край. - 1927. - № 5/6. - С. 15-20.
№ 5—6 КДРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 17 шфеером. Взяв расстояние, он тотчас же вклю чает контакт, замыкающий ток в электро-магните самопишущего кренометра; перо автоматически прижимается к бумаге, и делая на ней отметку, точно определяет угол крена, одновременно со взятым по дальномеру расстоянием. Таким о б р а зом получаем в прямоугольном треугольнике сто рону и угол, по каковым данным определяем искомую сторону, которая и будет высотой волны. Проект этого прибора, разработанного в дета лях, был изобретателем доложен на с'езде Сове щания по вопросам изысканий и исследований ЦУМОР'а. Проект одобрен и высказаны п ож ел а ния о скорейшем применении его на практике. Наиболее величественную и грозную картину моря наблюдают, однако, отнюдь не в самые сильные бури, которые бывают преимущественно циклонического характера, т. е. когда ветер дует неправильно, не строго по одному направлению, и создает часто толчею, когда шторм буквально “„рвет в клочья море" и волны не могут при этих условиях прогрессивно увеличиваться. Во всем ве- 'личи, в полном смысле производя потрясающее ^впечатление, шторм предстает перед нашими взо рами лишь тогда, когда ветер одновлеменно и ^чрезвычайно силен и совершенно правилен, т. е. ьдует в течение продолжительного времени, по одно му и тому же направлению, или, как говорят мо ряки, румбу. Громады вод. в строгом, правильном порядке следуют одно за другой, с мачтами, скры- *вая на дне своей ложбины большой океанский пароход. Шторм такого характера бывает не часто и литература бедна их описаниями, а ещ е менее наблюдениями, а потому следует думать, что вол ны такого шторма превосходят ука занные выше предельные цифры. Наиболее ужасны и грозны штормы, охваты вающие подчас и опытного моряка чувством оди ночества и страха, это зимние январские и фев ральские бури в Ледовитом океане, вблизи север ной границы Гольстрема. Незабываемые, полные дикой мощи и всесокрушающей силы впечатле ния выносит отсюда моряк, а еще более случай ный путник. На суровом мрачном фоне полумра ка вздымаются черные, шипящие стены, куда, как в пасть неведомого чудовища, проваливается ко рабль, чтобы через несколько секунд взползти на очередную стену подошедшей волны. Неубранные во-время паруса разрываются в клочья, скрипя щие голые мачты сгибаются в дугу, корабль уже не в состоянии раскачиваться, он падает на бок и весь обливаемый белой пеной и каскадами воды, дрожит, как в предсмертной лихорадке. Сколько нерасказанных, неведомых никому по вестей таит в себе зимний Мурман. Я позволю себя привести описание сильнейше го шторма на Мурмане, пережитого мною несколь ко лет тому назед. Вот запись из моего дневника. „Лишь только, обогнув Святой Нос, мы вошли в океан, погода стала портиться. Начались очень сильные шквалы со снегом и градом; когда же шквал, взбаламутив все вокруг, проходил, солнце прорывалось из-за быстро несшихся облаков и ярко освещало дивную картину голубоватого, т е перь бурного океана. Град здесь очень крупный и с такой силой бьет в лицо, что, не прикрывшись чем-нибудь, невозможно стоять против ветра. Встре чных пароходов и кораблей ,—мало. Позднее ста ло совсем пасмурно. Бере г и горизонт исчезли. Барометр упал очень низко, как ещ е никогда не падал у нас на пароходе, стрелка его перемахну ла деление с надписью „шторм" и пошла еще ни же. Еще два д ел ения—и ей некуда идти. Дальше делений нет. На палубе идут спешные приготовления к стре- че грозного гостя. Проволочные канаты, уд ержи вающие на палубе груз, стягиваются еще крепче, забиваются подпорки, идут в дело клины, бревна, поленья... Мы находимся в ожидании чего-то грандиозно го; зорко всматривается капитан вперед и внима тельно следить за направлением ветра, то и дело поглядывая на дымовую трубу. Тихо. Барометр, достигнув предела, останавливается. Временами показывается солнце, и кроме низко подающего на воду дыма, ничто не предвещает бури. Ветер, еще недавно такой сильный, теперь стих; одна мертвая зыбь не хочет успокоиться и предупре дительно подталкивает пароход. — Ну теперь скоро. Развернет же буря вол ну... Вон как темнеет-то, посмотрите, справа что делается, темень-то какая свинцовая!—говорит к а питан, указывая рукою по левую сторону борта, и приглашает заблаговременно, пока тихо, пообе дать. Но случилось то, чего никто и не ожидал и что не бывавшему в океане покажется невероят ным. Часу в четвертом дня потянуло слегка, совсем слегка, сзади и северо-востока. Подув так с пол часа, ветер стал метаться в разные стороны. Дул он как-то странно, порывами: задует справа, о ста новится, точно что-то соображает, перейдет на корму, а через несколько минут ожесточенно бьет слева. Наконец, после долгих колебаний и сомне ний, остановился на NNW и резко, без всяких шквалов, начал быстро усиливаться. Минут через 12 - 1 5 стало ясно, что шторм будет от этого н а правления. — Вот вам и зюйд-вест!—улыбается капитан. — Быть может, это еще прелюдия к немуТВе тер все ещ е не может установиться... — Нет, больше уже никуда не перейдет. Как бы с кормы не снесло чего опасливо, замечает к а питан.—Посмотрите, в о л н а—то, волна... Действительно, усиливаясь с невероятной, б е шеной быстротой и яростью, ветер приблизитель но через час достиг такой силы, что не только ходить пароходу, а даже стоять на мостике, не ухватившись крепко за что-либо, было невозможно. Все пространство океана вокруг мгновенно сд е лалось молочно-белым от рассыпающихся по во де гигантских гребней; такого количества пены на всем видимом пространстве я не видел ни в одном море. Обыкновенно, при слове „буря“, „шторм", у всех в воображении рисуется картина огромных, б е с численных волн, ныряющий среди них, весь з а л и ваемый каскадами воды пароход, сильно н а к р е нившийся на один из бортов, вихрем несущиеся над головою облака. Почти всего этого теперь не было. Волны были настолько громадны и необ'ят- ны для глаза, что не только их нельзя было видеть в каком бы то ни было порядке, но не видно бы ло д аж е той волны, на которой непосредственно находился в данный момент пароход; чувствова лась лишь огромная ложбина между двумя гор а ми, по дну которой двигался пароход; видна бы ла лишь часть вала, достигнув которого, пароход падал вниз. Внизу ложбины было сравнительно е-тпоі,'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz