Лабунцов А. Полезные ископаемые Хибинских тундр и Кольского полуострова // Карело-Мурманский край. - 1927. - № 5/6. - С. 7-9.

№ 5 — 6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 7 Полезные ископаемыеХибинских тундриКольского полуострова Кто из проезжающих по Мурманской железной дороге не любовался нашими северными горами— Хибинскими Тундрами? В хорошую погоду они видны из окна вагона за многие десятки километров, высоко поднимаясь над окружающей их лесистой местностью. Особен ­ но величествены Хибинские Тундры вблизи, на участке станций Белый, Хибины и Имандра, где железная дорога проходит по их западному под ­ ножью. Вершины гор, с белыми пятнами н е р а ­ стаявшего снега, глубокие долины и ущелья, б ы ­ стрые горные реки постепенно проходят перед глазами с одной стороны железной дороги, а с другой все время растилается громадное красивое озеро Имандра. Об этих наших северных горах еще недавно мы почти ничего не знали, а между тем они являются необычайно интересными, т. к. образованы весьма редкой горной породой—н е ­ фелиновым сиенитом. Занимая площадь около 1.200 кв. км., Хибин­ ские Тундры являются самым большим из извест­ ных в мире горных массивов, сложенным этой по ­ родой, а по своему образованию , строению, оби ­ лию пегматитовых жил, р а знообр а зию и красоте минералов представляют совершенно исключитель­ ную горную область. Первым из ученых, посетивших Хибинские Тунд­ ры, был финляндский геолог В, Рамзай, который в 1889—1890 гг. пересек Хибинские Тундры в н е ­ скольких направлениях и дал первое геологиче­ ское описание их. Проведение Мурманской ж е л е з ­ ной дороги, сделало Хибинские Тундры боле е д о ­ ступными и по окончании гражданской войны, с 1920 года Институтом по Изучению Севера и Ака­ демией Наук, под руководством академика А. Е. Ферсмана, было приступлено к изучению Хибин­ ских Тундр. Ежегодно в течении 2 —3 летних месяцев сп е ­ циальные экспедиции систематически исследо­ вали Хибинские Тундры, проникая все д ал ь ­ ше и д ал ьш е на восток, изучив т акже и второй аналогичный горный массив—Лэвозерские Тунд­ ры, л еж ащ и е к востоку от Хибинских Тундр и о т ­ деленные от них большим озером Умпъявр. В настоящее время экспедиционная работа в общих чертах закончена, заканчивается и о б р а ­ ботка собранного научного ма териала, и р е з у л ь ­ таты изучения издаются отдельной монографией под названием „Хибинские и Ловозерские Тундры, под редакцией академика А. Е. Ферсмана *) Монография о Хибинских и Ловозерских Тунд­ рах, в которой выявлены особенности этих инте*) Том I. ОЗщая характеристики экспедиции. Описание маршрутов вышгл в 1925 г. Изц. НТО, ВСНХ. Т р . Инсг по изуч. Севера вып. 29 П. Географический и орографиче ский очерк. Геология и Петрография. Горные породы. Me сторожцения. (В печати). III. Описание материалов и по лезных ископаемых. Общий обзор геохимии массивов. Сра внение с другими областями. Генетические выводы. Лите раг/рз. Указатели. (Подготовляется к печатиі. ресных горных массивов, призвана послужить осно­ вой для дальнейших исследований и экскурсий. В этом отношении широкое будущее принадлежит Хибинским Тундрам, являющимися, благодаря Мур­ манской жел. дороге, легко доступными и несом­ ненно, что в будущем они сделаются природной школой, как для специалистов геологов, так осо­ бенно для учащейся молодежи. Описание Хибинских Тундр. Хибинские Тундры л ежа т в центре Кольского полуострова; с зап ад а к ним примыкает большое озеро Имандра и с востока о зеро Умпъявр,— оба вытянутые с севера на юг. Вся система гор, им ею ­ щих среднюю высоту около 1.000 м., сильно из­ р езана глубокими долинами и ущельями, иногда носящими каньонообразный характер. Долины и ущелья в своих верхних частях обычно за к ан чи ­ ваются полукруглыми расширениями, образуя так н а зы ва емы е цирки, с обрывистыми, а иногда и совершенно отвесными стенами в сотни метров высоты. Общий характер вершин гор пла тообра з ­ ный, и эти плоские вершины нам говорят об очень многом. Поднявшись на одну из гор, совершенно забываешь , что находишься на вершине ее; в е р ­ шины соседних гор, сливаясь в одну общую л и ­ нию, создают впечатление ровной каменистой пу ­ стыни и только подходя к ущелью или цирку вспоминаешь, что находишься на в ершине горы. Такая общая сглаженность вершин ука зывает на то, что Хибинские Тундры представляют собой один большой массив, одно большое горное тело, под ­ нявшееся из глубины и имевшее форму большого каравая. Расчлененность его в настоящее время глубокими ущельями и долинами есть результат многовековой работы атмосферных условий. Н а ­ чало такому расчленению Хибинского массива по ­ ложили трещины , образовавшиеся при его осты­ вании, а затем атмосферные условия год за годом многие миллионы лет продолжали свою р а з р уш и ­ тельную работу. Все вершины гор вскрыты круп ­ ными и мелкими каменистыми россыпями; такие же каменистые осыпи или нагромождения кам ен ­ ных глыб покрывают склоны долин и ущелий . О б ­ разование этого обломочного материала и есть результат постепенного разрушения, вызванный с одной стороны особым составом породы , а с д р у ­ гой стороны климатическими условиями. Процесс, р а зрушающий Хибинские горы, с в о е ­ образен и может быть назван „морозным вы в е т ­ риванием". Мы знаем, что главным ра зрушителем гор является вода, но в Хибинских Тундрах р а з р у ­ шение, производимое ею, необычайно усилива ет ­ ся благодаря этому морозному выветриванию. Вода, скопляющаяся в трещинах породы, при з а ­ мерзании расширяется и разламывает породу; т р е ­ щины постепенно увеличиваются, появляются но ­ вые, и так при повторном оттаивании и з а м е р з а ­ нии, постепенно все большэ и больше идет р а з ­ рушение. Особенно сильно идет этот процесс в е

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz