По следам оккупантов на Мурмане // Карело-Мурманский край. - 1927. - № 7/8. - С. 7-10.

№ 7-8 КЯРЕЛО-МУРМЯНСКИЙ КРАЙ 7 Колонизационные работы распространились вширь и вглубь. В дальнейшем нужно обратить больше е внимание на укрепление нашей рыбопромышлен ­ ности на Кольском побережьи , на развитие в крае промышленности и на усиление темпа сельско ­ хозяйственной колонизации в возможных формах. Затем, успехи колонизации в значительной мере будут зависеть от заинтересованности в ней Ка­ рельской республики и Мургубисполкома и от содействия их этому делу огромной экономиче­ ской важности. Поэтому внесение в дело большей согласованности и плановой увязки работ является неотложной необходимостью. П Пахомов. По следам оккупантов на Мурмане. (Из записной книжки). „Эх, долой, долой Чай­ ковского, Всех предателей долой. Виноградскому, Ермо­ лову,— Суд военный, полевой..." (из мурманской песен­ ки „Коробейник", I. Экспедиционный поезд первой экспедиции Мурманской ж. д. стоит под парами. Дорожно-политический Отдел Экспедиции, по­ местился в красном вагоне, имени Карла Либ- кнехта и Розы Люксембург. Вагон „пропаганды" снаружи облеплен лозунга­ ми, плакатами, воззваниями к рабочим и н аселе ­ нию Карело-Мурманского края. Внутри вагона с небольшими интервалами стоят библиотечные шкафы , л еж а т на полу з а ­ тюкованные в рогожах подобранные комплекты книг и брошюр; на столах разложены газеты, портреты вождей, плакаты, воззвания... Все это будет вагоном „пропаганды" роздано жел.-дор. рабочим и местному населению, осво­ божденному от оккупантов—англо-французов. Наша з ад а ч а - проложить лишь вехи, заложить первые камни для будущих культурных очагов в Приполярном крае. Мы лишь первые посланцы. А там, за нами, пойдет настоящий сеятель. Глубоко прореже т он социалистическим плугом пролетарские сердца и, в разрыхленную землю, полновесной горстью бросит семена для посева новой жизни... Тяжело дыша, фыркая золотисто-огненными искрами, словно сказочное чудовище, закряхтел паровоз. Мы тронулись в путь. Моими спутниками и соседями в купэ вагона были: представитель Главполитпути В. С-н и наш „пред", Иван Михайлович Ф-н. На станции Званка, у Мурманских Ворот, к нам присоседился „текущий момент" —молодой коммунар—Митя Н-в. На бесчисленных остановках в пути экспеди­ ционного поезда, на всех летучих митингах, Н-в неизменно выступал по „текущему моменту". Мы его так и прозвали „текущий момент". Тихий и спокойный, он преобразовывается на трибуне. Его речь энергична, порывиста и н асы ­ щена желчью и ненавистью к классовому врагу. Крепкий, приземистый, широкоплечий, слегка сутуловатый, на коротких ногах, Иван Михайлович Ф-н производит впечатление хлебороба. На нем белая баранья папаха и пальто на меху. Папаха заломана и сдвинута на самую макушку. На к о ­ роткий лоб легли ровные пряди темно-русых в о ­ лос. Карие лоснящиеся глаза глядят доверчиво и любовно. Всю свою трудовую жизнь Иван Михайлович провел на постройках, на оросительных работах, на изысканиях по прокладке железных дорог. Был он мальчиком на побегушках, чернорабо ­ чим по земляным работам, десятником, желе зно ­ дорожным мастером. С киркой в руках исходил он знойный Кавказ, Крым, безводный Туркестан, центральные губер­ нии и Дальний Север. Мурманская железная дорога построена при его участии. В качестве дорожного мастера работал он на постройках Киево-Воронежской, Северо-Донецкой, Московско-Окружной, порта Феодосии; работал по орошению полей Кавказа и Туркестана. Много видел он на своем трудовом веку горя и слез подневольного люда. Не мало вынес и сам. В Петрозаводске экспедиция имела остановку. Здесь нас ждал комиссар дороги И. В. Житков. Его доклад „Программа работ комиссии по обследованию северной части дороги, освобож ­ денной от неприятеля" нарисован яркими мазками. Докладчик говорит: рабочий Мурманск, осво­ бодившись путем переворота от белогвардейской неволи, переживает сейчас свой „Октябрь", свой медовый революционный месяц. Необходимо сп е ­ шить в центр событий—Мурманск. К вечеру вагон оживился. В купе, словно в му­ равейнике. Разговоры, дебаты, споры без конца. В окно ползут сумерки, а за ними ровный, лун ­ ный свет мартовской ночи. Мы. едем. Черной змейкой вытянулся на серебристом от­ свете белоснежных равнин экспедиционный поезд. Мерно стучат колеса и в такт им ползут по сте­ нам купе силуэты спящих товарищей. В окне вагона мелькают скалы, корявые, точно одержимые подагрой, низкорослые деревья. Какая- то собачья старость леса. Здес ь лес гниет на к о р ­ ню и умирает естественной смертью. Здесь не зву­ чал топор. Здес ь не ступала нога человека. Здесь страна непуганой птицы.... Мы на Великом Полярном Пути. ** * Экспедиционный поезд спешил на северный участок дороги, к центру событий, в Мурманск. К этой поспешности вынуждали экспедицию следу­ ющие обстоятельства: наступала теплая весна и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz