По следам оккупантов на Мурмане // Карело-Мурманский край. - 1927. - № 7/8. - С. 7-10.
№ 7-8 КЯРЕЛО-МУРМЯНСКИЙ КРАЙ 7 Колонизационные работы распространились вширь и вглубь. В дальнейшем нужно обратить больше е внимание на укрепление нашей рыбопромышлен ности на Кольском побережьи , на развитие в крае промышленности и на усиление темпа сельско хозяйственной колонизации в возможных формах. Затем, успехи колонизации в значительной мере будут зависеть от заинтересованности в ней Ка рельской республики и Мургубисполкома и от содействия их этому делу огромной экономиче ской важности. Поэтому внесение в дело большей согласованности и плановой увязки работ является неотложной необходимостью. П Пахомов. По следам оккупантов на Мурмане. (Из записной книжки). „Эх, долой, долой Чай ковского, Всех предателей долой. Виноградскому, Ермо лову,— Суд военный, полевой..." (из мурманской песен ки „Коробейник", I. Экспедиционный поезд первой экспедиции Мурманской ж. д. стоит под парами. Дорожно-политический Отдел Экспедиции, по местился в красном вагоне, имени Карла Либ- кнехта и Розы Люксембург. Вагон „пропаганды" снаружи облеплен лозунга ми, плакатами, воззваниями к рабочим и н аселе нию Карело-Мурманского края. Внутри вагона с небольшими интервалами стоят библиотечные шкафы , л еж а т на полу з а тюкованные в рогожах подобранные комплекты книг и брошюр; на столах разложены газеты, портреты вождей, плакаты, воззвания... Все это будет вагоном „пропаганды" роздано жел.-дор. рабочим и местному населению, осво божденному от оккупантов—англо-французов. Наша з ад а ч а - проложить лишь вехи, заложить первые камни для будущих культурных очагов в Приполярном крае. Мы лишь первые посланцы. А там, за нами, пойдет настоящий сеятель. Глубоко прореже т он социалистическим плугом пролетарские сердца и, в разрыхленную землю, полновесной горстью бросит семена для посева новой жизни... Тяжело дыша, фыркая золотисто-огненными искрами, словно сказочное чудовище, закряхтел паровоз. Мы тронулись в путь. Моими спутниками и соседями в купэ вагона были: представитель Главполитпути В. С-н и наш „пред", Иван Михайлович Ф-н. На станции Званка, у Мурманских Ворот, к нам присоседился „текущий момент" —молодой коммунар—Митя Н-в. На бесчисленных остановках в пути экспеди ционного поезда, на всех летучих митингах, Н-в неизменно выступал по „текущему моменту". Мы его так и прозвали „текущий момент". Тихий и спокойный, он преобразовывается на трибуне. Его речь энергична, порывиста и н асы щена желчью и ненавистью к классовому врагу. Крепкий, приземистый, широкоплечий, слегка сутуловатый, на коротких ногах, Иван Михайлович Ф-н производит впечатление хлебороба. На нем белая баранья папаха и пальто на меху. Папаха заломана и сдвинута на самую макушку. На к о роткий лоб легли ровные пряди темно-русых в о лос. Карие лоснящиеся глаза глядят доверчиво и любовно. Всю свою трудовую жизнь Иван Михайлович провел на постройках, на оросительных работах, на изысканиях по прокладке железных дорог. Был он мальчиком на побегушках, чернорабо чим по земляным работам, десятником, желе зно дорожным мастером. С киркой в руках исходил он знойный Кавказ, Крым, безводный Туркестан, центральные губер нии и Дальний Север. Мурманская железная дорога построена при его участии. В качестве дорожного мастера работал он на постройках Киево-Воронежской, Северо-Донецкой, Московско-Окружной, порта Феодосии; работал по орошению полей Кавказа и Туркестана. Много видел он на своем трудовом веку горя и слез подневольного люда. Не мало вынес и сам. В Петрозаводске экспедиция имела остановку. Здесь нас ждал комиссар дороги И. В. Житков. Его доклад „Программа работ комиссии по обследованию северной части дороги, освобож денной от неприятеля" нарисован яркими мазками. Докладчик говорит: рабочий Мурманск, осво бодившись путем переворота от белогвардейской неволи, переживает сейчас свой „Октябрь", свой медовый революционный месяц. Необходимо сп е шить в центр событий—Мурманск. К вечеру вагон оживился. В купе, словно в му равейнике. Разговоры, дебаты, споры без конца. В окно ползут сумерки, а за ними ровный, лун ный свет мартовской ночи. Мы. едем. Черной змейкой вытянулся на серебристом от свете белоснежных равнин экспедиционный поезд. Мерно стучат колеса и в такт им ползут по сте нам купе силуэты спящих товарищей. В окне вагона мелькают скалы, корявые, точно одержимые подагрой, низкорослые деревья. Какая- то собачья старость леса. Здес ь лес гниет на к о р ню и умирает естественной смертью. Здесь не зву чал топор. Здес ь не ступала нога человека. Здесь страна непуганой птицы.... Мы на Великом Полярном Пути. ** * Экспедиционный поезд спешил на северный участок дороги, к центру событий, в Мурманск. К этой поспешности вынуждали экспедицию следу ющие обстоятельства: наступала теплая весна и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz