Генерозов В. Спортивный туризм или «Кэмпинг» в районе Мурманской железной дороге // Карело-Мурманский край. - 1927. - № 9. - С. 11-13.
12 КМРЕЛО-МУРМАНСКИЙ к ра й жении многих сотен верст. Без труда спускаются в „пирогах", останавливаются там, где им пригля нется, живут на таких местах по нескольку дней, ловят рыбу, охотятся и так, водным путем, проби раются до железнодорожной станции, отстоящей на сотни верст от начала их водного пути. Самый важный вопрос для новичка, приступаю щего к „кэмпингу", это выбор маршрута и выбор соответствующего экспедиционного снаряжения. У американцев знание жизни в „лесной пустыне", вдали от жилья на десятки верст, разработано до тонкостей, и этим и об'ясняется популярность это го вида спорта и его доступность не только взрос лым, но и детям, не только мужчинам, но и жен щинам. Обычно такие маршруты” и притом различной продолжительности уже разработаны и сведения можно получить в том же справочном бюро жел. дороги. Там даются бесплатно карты таких марш рутов и, обычно, такой маршрут водной поездки начинается от одной какой-нибудь станции дан ной жел. дороги, идет по речкам (вниз по тече нию) и по озерам на несколько сот верст до дру гой станции. Каждая такая поездка представляет, как бы петлю, начало и конец которой совпадают с жел -дор. станциями. Добравшись по жел. дороге до первой из них, вы в местной жел.-дор. лавочке (своего рода Т. П. О.) можете приобрести все нужное для та кой экспедиции—„санатории на воде". Допустим для примера, что вы едете втроем или вдвоем и думаете пробыть в поездке недели две или три и располагаете такой-то суммой. Нужное снаряже ние: палатки, лодки, спальные мешки, удочки, даже ружья и фото-камеры вы арендуете в мага зине, оставляя залог, и его получаете обратно, ког да сдадите это снаряжение на другой уже стан ции—на конечном пункте вашего водного пути. Вам нужно продовольствие- оно к вашим услу гам. Уже выработаны практикой „кормовые нор мы" для таких туристов. По желанию вас снабдят нужным продовольствием и стоимость ежедневно го пропитания вам обойдется в 50 коп. или рубль, соответственно вашим денежным ресурсам. Еда— пищевые продукты—это основная расходная статья „кэмпинга", но она, как показал мой опыт, может уложиться в русских условиях в скромную цифру— один рубль в сутки. Остается вопрос как о тран спорте продуктов, так и о стоимости пассажир ского билета. Но это многим также по средствам, так как за подходящими местами для „кэмпинга" вовсе не следует ехать на верховья Печоры, а их можно найти под боком, в районе самой Мурман ской жел. дороги. Добравшись до конечного пункта своего вод ного пути, американец сдает жел. дороге—обычно ее магазину или местному железнодорожному оте лю (принадлежащему той жел. дороге)—все арен дованное снаряжение: палатки, лодки, кухонный инвентарь, платит за пользование и по жел. до роге, налегке, возвращается домой. Вот какова, в общих чертах, организация „кэмпинга14 в Америке, соединенного с поездками на лодке. Практикуются теперь такие же поездки в авто мобилях, играющих роль „подвижной дачи". Око ло автомобиля разбивают палатку и в ней ночуют. Иногда к автомобилю прикрепляют двуколку, на которую грузят весь багаж —палатку, походную кухню, радио-приемник, постели с воздушными матрацами (надувающимися воздухом) и т. п. Техника „кэмпинга" настолько разработана, что после трудов праведных и неправедных, отправля ются даже зимою в леса и живут там неделями. Таков кэмпинг в Америке, но его можно осуще ствить в богатой озерами и реками Карелии и Мурманском крае. Естественные условия для кэмпинга —налицо; их надо только использовать. Что же нужно для это го сделать? 1) Нужно наметить несколько маршрутов как в южном, так и в среднем и северном районах Мурманской дороги. Районы должны быть богаты красотами природы и иметь непрерывную цепь озер и рек, по которым можно было бы про ехать в лодке. Чаще бывает, что необходимо пользоваться волоками между озерами. В таких случаях в америке местная железнодорожная администрация или „земство" штата устраи вает в таких волоках удобные тропы, а иногда даже деревянные рельсы на шпалах, и по такой „деревянной" дороге кэмпингисты перевозят лод ки и груз на особых ручных тележках - вагонетках. Каждый такой спортсмен получает бесплатно под робную карту такого пути, и по берегам озера и реки находит путеводные знаки до волока или до ближайшей деревни. В наших условиях нужно будет выстроить вдоль пути простейшие избы для ночевок через каждые 10—15 верст и наладить тропы через волоки. Американцы обычно пользуются пирогами, весом около 1 п. 30 ф. и подымающие около 20 -25 пудов. Таким образом, переноска на плечах лодки и груза вполне возможна силами самих туристов. Каждый такой мадшрут необходимо подробно описать, чтобы турист, плывущий по такому пути несколько сот верст, все время знал, где он нахо дится. 2) Весьма важно снабжение туристов лодками и палатками от самой жел. дороги и притом на Условиях аренды. Конечно, необходимо, чтобы местные ТПО сумели организовать у себя снаб жение такими специальными предметами, как на комарники, удочки, полога от комаров, походные аптечки и т. п. 3) Всего этого окажется недостаточно, если не будет руководства по кэмпингу. Почти каждому горожанину покажется ужасной мысль о ночевках в лесу в течение одной-двух недель, а между тем и с этим можно справиться. При походной жизни кэмпинга важны многие мелочи, без которых при ятная поездка может превратиться в тяжелое спод вижничество. Необходимо, хотя по книжке, ознако миться с т е х н и к о й „кэмпинга", и такое руко водство должно быть издано. Такое руководство тем более необходимо и важно, что многое снаряжение (палатки, постели, походные кухни и т. п.) может быть изготовлено собственными средствами и дешево, а это сделает „кэмпинг4 доступным очень и очень широким слоям трудящегося населения, которому не нужны санатории, так как они вовсе не нуждаются в ме дицинском уходе, и которому недоступны курорты по их дороговизне. Какое прекрасное развлечение дпя молодого поколения может дать правильно организованный „кэмпинг"!. К нему постепенно подходят, спуска ются в лодках иногда по крупным рекам, но это только переходная ступень к настоящему „кэмпин гу", к поездкам в леса севера, к путешествию в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz