Генерозов В. Спортивный туризм или «Кэмпинг» в районе Мурманской железной дороге // Карело-Мурманский край. - 1927. - № 9. - С. 11-13.
КАРЕЛО-МУРМЯНСКИЙ КРЯЙ 11 ствующего типа ледник, емкостью до 2.000 пудов для хранения запасов свежей рыбы и пр. и пр. Наряду с этим, учитывая необходимость вся ческого содействия развитию местного рыболовст ва, чтобы сделать последнее устойчивым и для создания прочного сырьевого базиса на месте, Желрыба наметила довольно обширную програм му по реорганизации техники сельдяного лова в Кандалакшском заливе; работа в этой области предстоит трудная и упорная, но конечные ре зультаты ее положительного влияния на развитие местного рыболовства скоро скажутся, и в самые ближайшие годы новый консервный завод в Кан далакше явится крупным центром развития рыбо обрабатывающей промышленности края. А . Ж и лин ск хш Спортивный туризм или „кэмпинг“ в районе Мурманской жел. дороги. Современная городская жизнь требует от че ловека громадной затраты нервной энергии, и об щие условия городской жизни таковы, что нерв ной системе городского работника необходим от дых. Чем ближе человек к природе, тем скорее восполняется расход нервной системы. ~ Все это общеизвестные истины, которые пре красно известны каждому работнику, жаждущему летнего отпуска после утомительной зимы. Но как, где и подешевле отдохнуть и набраться новых сил? Наиболее слабые, с больным или изработав шимся организмом едут, по возможности, на курор ты, другие отправляются в дома отдыха, часть вы нуждена за свой счет отдыхать где-нибудь на юге и тратить на это значительные суммы или огра ничиваться дачей где-нибудь в густо-населенных дачных местностях Ленинграда и др. городских, центров. Я между тем есть возможность дешево отдохнуть на лоне природы, вдали от городов, вдали от деревень, где-нибудь за несколько де сятков верст от всякого жилья на берегу уединен ного озера и отдохнуть с комфортом. Такая жизнь лагерем, жизнь под открытым небом и носит на- звание„кэмпинга“—особого вида туризма, особенно развитого в Канаде и Соед. Штатах. В условиях „кэмпинга" мне пришлось провести это лето в верховьях Печоры, где я прожил не сколько месяцев, поднимаясь до самого Урала на лодках и в них же спускаясь до населенных мест. Всего я проехал так, в лодке, около 720 верст, оста навливаясь изредка в деревнях, отстоящих одна от другой на 25—35 верст, а обычно—на прибрежных отмелях или в лесу, на берегу. Такая экспедици онная жизнь дает каждый день новые впечатле ния, особенно интересные, так как они сопровож даются интересной исследовательской работой. Но независимо от этого, прекрасные ландшафты, от крывающиеся вашим глазам во время передвиже ния на лодке, как-то удивительно успокаивающе действуют на душу и дают настоящий отдых уста лой душе утомленного городского трудящегося. Такая жизнь—лучшее лекарство от всех нерв ных тяжелых переживаний и она, при правиль ной организации, вовсе не сопряжена с какими либо лишениями. Наоборот, можно ночевать на речных песчаных отмелях с такими удобствами и комфортом, что это покажется прямо невероятным лицу, мало знакомому с этим спортивным туриз мом. Дорого ли такое путешествие? Вообще, путе шествие на лодках по речкам дешево. Так, на Пе чоре цена новой лодки около 25—30 рублей, и она подымает трех человек и пудов 15--20 допол нительного груза.По окончании поездки лодку мож но продать за пол-цены. Стоимость питания в месяц, по опыту экспедиции, в среднем около 35 рублей в месяц на человека. Мы питались очень хорошо, до шоколода и конфект включительно, и ели до сыта, „пока вспотеешь", по выражению одного моего приятеля—охотника. По дороге, вернее - по реке, так как там летом нет ни дорог и даже те лег. а только водный путь, мы покупали яйца, мо локо и рыбу в селениях. Всего было вдоволь и очень вкусно. Я позволю себе назвать такую по ездку „санаторией на лодке" и усиленно рекомен довать такой вид туризма всем любителям дикой природы, охотникам, рыболовам, фотографам и краеведам и особенно тем из них, которые не ра сполагают большими денежными средствами. Сказанное выше относится к моей поездке этим летом на верховья Печоры. Еще раньше, до вой ны, я, будучи студентом, ездил на верховья Камы, чтобы с приятелем поохотиться осенью на бека сов и уток. И также о той поездке, обошедшейся мне очень дешево, я сохранил самое приятное во споминание. Позднее я познакомился в Канаде с организованной формой такого туризма—с „кэм- пингом“ и убедился, что это—спорт, доступный не богатым и что его можно развить в районе Мур манской жел. дороги. ' Я позволю себе повторить то, что я писал в одном охотничьем журнале об американском „кэм- пинге“ и, особенно, выполняемом на лодках, как самом дешевом и доступном для широких масс. Там, действительно, кэмпинг сделался националь ным спортом—туризмом. У нас же, в СССР, он поч ти неизвестен, хотя имеется много благоприятных данных для его развития. Обычно в Канаде и Соед. Штатах каждая жел. дорога, проходящая через дикие места, имеет спра вочное бюро для лиц, желающих отдохнуть в рай оне жел. дороги и заняться там „кэмпингом". Тех нически это делается так. В справочном бюро при жел. дороге вы получаете все нужные справки об условиях жизни в том или другом районе. Вы уз наете, когда, как и где можно ловить рыбу или где имеется тот или другой вид дичи, интересую щий вас. Там же узнаете, какие в том районе име ются отели или где можно остановиться и сколько это стоит. Рабочие, служащие, студенты планиру ют такие поездки сообразно своим средствам и, при правильной организации, совершают поездки по озерам и рекам, стараясь спускаться вниз по течению, для чего забираются на верховья рек преимущественно по железной дороге, на протя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz