Эйхфельд И. В Хибины за апатитами: из дневника участника экспедиции // Карело-Мурманский край. – 1927. - № 2. - С. 8-13.

8 КДРЕЛО-МУРМДНСКИЙ КРЯЙ м и н е р а л ь н ы х б о г а т с т в Хибин ско го ма с сива Экспло- т а ц и я а п а т и т о вы х з а л еж е й (на получ ение фо сфо р а и фо сфо р и с ты х т у к о в ) и н еф е лино в о г о с и е н и т а ( р а з ­ в и т и е с т е к о л ь н о г о пр ои з вод с т в а ) о т крыв ают в о змож ­ н о с т ь о р г а н и з а ц и и в Хибин ах добычи и обр або т ки эт и х м и н е р а л о в . Правда , Хи бин с к ий массив изучен ещ е д а л е к о недо с т а т очно , поэтому здесь необходи ­ мы с о о т в е т с т в ующ и е ис с л е до в ани я , которыми п р ед ­ с т о и т з а н я т ь с я Колони зационному отделу. Средства н а эти и с с л е д о в а н и я д о лжны быт ь о т п ущ ены н е ­ з ам е д л и т е л ь н о и в нужном ра змере . Р а с к ры в тайну Хи б и н с к о г о массива, нужно будет привл еч ь Мурман­ с кую губ. и к а к о й либо з а и н т е р е с о в а н ный т р е с т д л я и с п о л ь з о в а н и я е го бо га т с тв . В с ф е р у д е я т е л ь н о с т и Ж е л с и л и к а т а кроме двух о б 'е к т о в : к и р п и ч а и к амн я сл еду е т вве с ти в п е р ­ с п е к т и в е т р е т и й о б ‘е к т— стекло. Опы т с т р о и т е л ь ны х и новых р або т по доро ге в 192 4 |2 5—2(> г.г. д и к т у е т необходимость, с чи т а я с ь д а ж е с н е к о т о рыми п ер епл а т ами , все ж е ф о р с и р о ­ в а т ь т емп их п р о в е д е ни я . Но пр а ви льн о е выпол ­ н е н и е э т и х р а б о т буд е т возможным т оль ко в том слу ч а е , ко г д а .Желс тро іі буде т иметь под д е рж ку в с е г о Ком б ин а т а . П р ошлый год мы имели кр упно е о п о з д а н и е в рабо т ах т оль ко потому, что данное з в е н о—Ж е л с т р о й —было п р едо с т а в л ено своим соб ­ с т в енным силам , б ез д о ст а точной помощи других ч а с т е й Комбина т а . Этот пример пок а зы г а е т , что мы не совсем еще прониклись сознанием того, что Комбинат лишь в це­ лом может дать свойственный его природе эф­ фект, - - и б о т оль ко эт а политик а я в л я е т с я п р а в и л ь ­ ной, о б е сп е чи в ающе й под'ем во всех з в е н ь я х Ком­ бината, ко т орые д о лжны быть т е с н о у в я з а ны м еж ­ ду собою. Если в т е ч ени е перво го п я т и л е т и я д е я т е л ь н о с т и П р а в л е н и я приходилось з а т р а ч и в а т ь силы на при­ знание и осуществление этого метода работы доро ­ ги, то уж е т е п е р ь ,— на второе п я т и л е т и е—п р е д с т а ­ в л я е т с я возможным вести работу более форсирован­ ным темпом. От дел ьные ошибки , ко т о ры е в с т р еч али с ь в р а ­ боте Комбината, у г л у б л я я его опыт, все ж е не к о ­ леблют в з я т о й линии. Эгот опы т и п о л ож и т е л ь н а я оценка , с д е л анн а я соответ с твующими ор г анами в о т н ош ен ии работы дороги , дают уверенность, что во в торое п я т и л е ти е , т. е. к концу того срока , на ко т о рый д е к р е том СТО па Мурманскую ж. дорогу в о зложены особые пио ­ н е рные задачи, т р а н сп о р т н о - п р омышл енн о колони ­ зационный Комбинат свою программу выполнит наи бол е е б ез бол е зненно , с наименьшими з а тра тами , п р и в е д я вместе с тем и самую дорогу к б е з д еф и ­ цитности . А. Арнольдов. В ХибинЬі за апатитами. (ТІз дневника участника экспедиции). Открытые минералогической экспедицией академика А. Е . Ферсмана в 1923 году в юго-западной части Хибинского горного массива— на плато Расвумчорра— мощные залежи апатита, (минерала,содержащего фосфор­ ную кислоту, имеющую большие значение в сельском хозяйстве как минеральное удобрение), обследованные более детально летом 199г; гпдя. сотрудником минерало­ гического музея Академии Наук А. Н. Лабунцовым и осмотренные инженером Р. Л. Самойловичем и проф. П. А. Борисовым, в последнее время привлекают ши­ рокое внимание научных и промышленных кругов. Такое усиленное внимание это месторождение при­ влекает с научной стороны, как редкий случай нахо­ ждения крупных скоплений апатита среди кислых гор­ ных пород, характер образования и залегания которого еще не вполне выяснен, а с промышленной стороны— как серьезный источник минерального сырья для добычи чистого фосфора и фосфатных удобрений. Горнопромышленная разведка в незаселенной и мало­ доступной горной области Хибин требует исключитель­ ных усилий и значительных денежных затрат. Поэтому большое значение приобретают предварительные испы­ т ания и анализы для правильной и широкой оценки породы в промышленном и сельско-хозяйственном отно­ шениях. После возвращения из Хибин, в сентябре месяце минувшего года, профессором П. А. Борисовым в Коло­ низационном отделе Мурманской железной дороги был поднят вопрос о немедленном снаряжении экспеди­ ции во второй цирк Юкспорлака, расположенный, примерно, в 25 верстах к"бВвѳро-востоку от раз'езда „Белый", с целью добычи породы для всякого рода опытов и ориентировки в отношении возможности про­ мышленной разработки осыпей цирка, являющихся более доступными, чем коренные месторождения на плато Расвумчорра. По разным непредвиденным обстоятель­ ствам, осуществление поездки затянулось до конца октября, когда на Кольском полуострове установилась уже зимняя погода, со снегом и морозами. Выполнение этой экспедиции было поручено автору настоящего очерка и сотруднику проф. Борисова— П. Ф. Семерову, уже побывавшему вместе с ним на апатито­ вом месторождении. Участие в экспедиции согласился также принять сотрудник Мурманской Биологической станции Г. М. Крепе. Поездка в горы в такое время года, когда и лопарь редко покидает долину в погоне за зверем, привлекала и манила. Ехать предстояло за десятки верст от жилья, по гористой и абсолютно бездорожной местности, в неуста- новившуюся зимнюю погоду, при коротком полярном дне, когда солнце едва-едва скользит по горизонту. Первое затруднение обнаружилось при подыскании рабочих. Не найдя никого, кто бы пожелал пуститься в горы зимою, решили предпринять поездку втроем. Следующее затруднение— средства передвижения. От­ правляться пешком, по колено в снегу и думать не­ чего было— пешему не пронести и продовольствия для себя на 5—6 дней, не говоря уже о снаряжении. Един­ ственным средством передвижения в Лапландии зимою являются олени; однако, подыскание лопаря— подвод­ чика представляло нелегкую задачу. В это время года (октябрь— ноябрь), когда озеро Имандра еще не по­ крыто льдом и ближайшие лопари со стадами нахо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz