Блюменау В. Л. Кола - Кильдинский погост: из путевых записок // Карело-Мурманский край. - 1927. - № 4. - С. 34-36.

36 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 4 сандровск, пароходом по Ледовитому океану на Архангельск, Вологда, Москва. В поездах следует устранить замерзание окон, чтобы можно было на­ блюдать прое зжа емые местности. В заключение, считаем нужным выразить нашу благодарность за любезный прием и ока занное со действие: Мурманской желлороге за предоставлен­ ный вагон и удобства в пути, Мурманскому ГИК-у и его работникам, любезно познакомившим нас с работой и жизнью края, начпорта и главному ин­ женеру, краеведческим обществам в Петрозаводске и Мурманске и их музеям. В. Л. Блюменау. Экскурсионное дело в Карелии. Весна вступает в свои права... Приближается и период наплыва экскурсий в Карело-Мурманский край. Опыт последних лет показал, что наш, край с красотами его суровой и величественной при ­ роды все более и более привлекает к себе внимание туристов и экскурсантов, посещающих его в довольно значительном количестве каждое лето. Заметно увеличивается также и „тяга" местных аборигенов на свои родные красивые места. Словом, „спрос" имеется.... Но чем и как мы подготовляемся к этому, в высшей степени отрадному явлению? Нужно откровенно признаться, что у нас до сих пор была в этом отношении какая-то неорганизо ­ ванность: не было налажено, как следует, сооб ­ щение д аж е с такими излюбленными местами для экскурсантов и туристов, как красавцы водопады —Кивач, Гирвас и др., плохо обстояло дело с пи ­ танием и помещением и в Петрозаводске и „на местах", где нередко приходилось любителям при ­ роды ночевать „под тенью леса темного'', что при нашем далеко . неп ал ящ ем■* климате не всегда удобно, не было руководителей, которые могли бы помочь, посещающим наш край, своими раз- яснениями и т. д. и т. д. Эта неорганизованность привела, например, к таким печальным последст­ виям, как отказ ленинградских рабочих от массо­ вых поездок на наши озера и водопады прош ­ лым летом.... Разумеется, такое положение вещей должно было в корне измениться. Как" выяснилось на заседании Экскурсионного Бюро при Карполитпросзете, состоявшемся 15 мар­ та в Карельском музее, куда были приглашены представители железной дороги, госпароходства и автотра"спорта, на предстоящий экскурсионный сезон намечаются уже более благоприятные э к с к у р ­ сионные перспективы . Можно уже смело и открыто утверждать, что вопрос о с р е д с т в а х передвижения р а зрешен в по­ ложительном смысле. Устанавливается автомобиль­ ное сообщение с Кивачем,—ав тогараж Онегзаво- да ставит на этот „путь'' два многоместных авто­ мобиля (до 10 чел.) и поездка на Кивач (и о б р а т ­ но; обойдется по 4 —5 руб. с каждого. Кроме того экскурсионный отдел ЦУКХ'а Пет­ розаводска также приобретает две такие же ма­ шины и для той же цели. Надо только, чтобы ЦУКХ не запоздал с получением машин и чтобы цены были установлены умеренные и вполне до­ ступные. Госпароходство устанавливает правильные п а ­ роходные рейсы от Ленинграда и Петрозаводска до Кондостроя (с. Кондопоги), откуда по озеру Сандалу до д. Сопохи будут ходить две большие моторные лодки (от Сопохи до Кивача 8 верст); на этих же лодках можно доехать до с. Тивдии, а оттуда нетрудно добраться и до Гирваса и Пор- Порога, которых немногие видели. Здес ь необхо­ д и м а полная со гласованность в расписании п аро ­ ходных рейсов с Мурман. ж. д., так чтобы и при ­ бывающие по железной дороге на ст. Кивач (Кон- д о с трой -• Конд ;пога) могли легко и скоро попасть на моторку и сразу' же отправиться на водопады, не высиживая часами на ж.-д. станции. Также и- возвращение с Кивача должно быть согласовано с ж.-дорожным расписанием. Госпароходство, по заявлению его представителя, всецело пойдет на встречу этим пожеланиям при выработке пароход ­ ного расписания. Надеемся, что это обещани е бу­ дет выполнено. Кроме того, госпороходством могут быть пре^ доставлены в дни отдыха пароходы для массовых поездок (экскурсий) по Онежскому озеру, напр, в Роп—Ручей и др. В деле организации удобного и дешевого пе­ редвижения для экскурсантов в пределах Карелии и Мурманского края не должна остаться в сторо ­ не и Мурманск, ж. дорога. По нашему мнению, наступил момент, когда всерьез надо подумать и обсудить вопрос об организации ж е ле знодорож ­ ного сообщения от Петрозаводска до ст. Кивач (Кондостроя). Накануне дней отдыха и в самые дни отдыха могли бы быть отправляемы особые, если можно гак выразиться, „дачные поезда" по этому направлению, на которых можно было бы попасть на ст. Кивач. Как выяснились на совещании, т а ­ кое сообщение вполне возможно, но только при наличии не менее 10Э пассажиров. Эга цифра не так уже велика и страшна, прошлым летом дни отдыха „собирали" до 3 0 0—350 экс<урсантов. Во всяком случае и этот вопрос надо сдвинуть с мертвой точки. Вопрос о ночлеге и приюте для экскурсантов, так остро и больно стоявший у нас в прошлые годы, к будущему экскурсионному сезону также можно считать разрешенным в положительном смысле для Кивача. Гостинница на Киваче уже выстроена. Заканчивается постройка и специаль ­ ного б а р а к а для экскурсантов. При гостиннице будет буфет, необходимо, чтобы предприятие, взявшее в аренду гостинницу на Киваче, устано­ вило здоровое питание и по ценам, вполне доступ­ ным не только для журналистов, но и для массо­ вого рядового экскурсанта. ‘ Хуже вопрос с помещением и питанием для экскурсантов, как это ни странно, обстоит в самом г. Петрозаводске:—для них трудно найти здесь и удобный ночлег и д еше во е питание. Думается, что будущим летом и в этом отношении произой ­ дет перемена к лучшему. Не сомневаемся, что в данном случае Наркомпрос АКССР ра зреши т Эк­ скурсионному Бюро использовать имеющийся в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz