Шагин В. Экскурсионная работа мурманцев на Межсоюзной экскурсионной выставке Губсоюзов // Вестник Карело-Мурманского края. - 1926. - № 2/3. - С. 15-17.

16 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. № 2—3 Баснословно дошѳво совершила самостоятельную экскурсию в Крым от услуг Бюро дальних экскурсий пришлось отказаться из за дороговизны) рабочая железнодорожная молодежь, потратив на двухнедельное пребывание в Крыму всего лишь от 8-10 руб. па человека (пріг бесплатном продвижении по жел. дорогам). Проведенные экскурсии. Типы экскурсий. ІІотор.-революц. Художеств. Истор. Xудожественпые. Эконом.-Технпч, Еотеств.-Научм. Крым. Куда экскурси- р овам . Количество экскурсант. Количество совершен. и м и экскур. Петрокрепость 366 7 Музей Революции 270 (і Зимний Двороц 24о 4 Петергоф. Дворец 199 3 Детскосельск, Дв. 410 4 Гатчинский Двор. 250 2 Эрмитаж 246 2471 4 Волховетрой 154 4 Авио Музей 30 1 Морской музей СО 1 Зоологическ. сад 74 2 Музей Здравоохр. 120 3 54 1 й по Учісопрофсожам--42. Участников 42 -247JI нл них: I) С) экскурсии пионеров с числом участников—329, в Музей Революции' Морской Музей, Эрмитаж, Петергоф-дворец, Волховетрой. 2) III кола I ступени 5 экскурсий с числом участи. ;|7 і . 2 в Зоологический Сад, Музей Здравоохранения, Иузой Ре­ волюции, Петергоф-дворец, Кроме того I экскурсия с числом участников—50 чел. па Волховетрой —Подшефной части, Красн. Арм. п 1 экскурсия у част.—160 чел,—допризывная часть. Кроме того участниками дорожного культсовещаиия были со­ вершены ряд методических экскурсий по Ленинграду (город): Эрмитаж н Ленинград, как революционный центр. Выводы. 1. В целом—размах экскурсионной работы оказался весьма значительным и больше первоначально намеченпого плана. 2. Социальный состав экскурсантов был в процентном отно­ шении следующий: 90% рабочих и 10 служащих. 3. Минусом является недостаточность проработки совершен­ ных экскурсий, если не считать отдельных анкетных фиксаций. 4. Слабо провел экскурсионную работу наш самый северный район: ! В Ленинград он не совершил ни одной экскурсии. 5. Не удалось (за недостатком денежных средств) удовлетво­ рить экскурсионный запрос 200 рабочих ст. Лод. Поле. 6. ІІеребои п проведении экскурсий об‘ясиялись запаздыва­ нием поездов. Это обстоятельство но учитывалось ЛГОПС-ом и экскурсанты часто были под угрозой отсутствия руководителя. 7. Если отдельные группы не собирались в достаточной нор­ ме. то за счет появившихся набирались новые группы для после­ дующего экскурсированпя. 8. У нас наметился, правда еще незначительный, но на пер­ вое время достаточный, интерес к краеведческим экскурсиям (к экскурсиям по своим окрестностям). Например: Петрозаводчане экскурспровалп в окрестностях города, на лесопильный завод, в Типографию, Кандалакшцы на острова Белого Моря, Кемчане— в лес, Надвойцы, Сорочане —в Мурманске Мурманцы —па радио­ станцию и бпологичечскую станцию в г. Александровск. В сравнении с 1924 г. экскурсионная работа у нас выросла и количественно и качественно. В теплое время, время отпусков 192(5 года мы будем безу­ словно стоять перед огромной экскурсионной волной, подготовку к встрече этой волны необходимо начать теперь-же. ДЭБ на Межсоюзной выставке. Посетителю выставки была предоставлена возможность озна­ комиться с целями, задачами и деятельностью нашего Дорожного Экскурсионного «юро. Задачами л деятельностью ДЭБ‘а оказались заинтересован­ ными многие посетители выставки и вот в связи с этим обстоя­ тельством, а такжо в связи открывшейся на страницах Вестника Карело-Мурманского края дискуссии о работе ДЭБ‘а я и хотел бы высказать несколько соображений. Несколько деят лыіость ДЭБ‘а вызвала к себе интерес со стороны посетителей выставки—постолько было-бы крайне ненор­ мальным обнаружение безразличного отношения к ДЭБ‘ѵ со сто­ роны самих Мурманцев, вне зфшйімосри от родд_ их занятий на Мурманской ж. д. Одно, конечно, дело экскурсионная работа нашего союза но обслуживанию своих членов. Совсем другое —работа ДЭБ‘а, кото­ рая имеет в виду приток экскурсантов из пне». Значит-ли это, однако, что и в той и другой пз перечислен­ ных работ не должно быть ничего общего? А как-же быть тогда с вопросом колонизационным'.-1 Пли, в самом деле, говоря о колонизации края, мы имеем в виду лишь одно: приток все новых и новых поселенцев. Как же быть с теми железнодорожниками, которые живут по видоизмененной пословице: „как Мурманца не корми, а он все в бега смотрит1?... II не обозначает-ли все это, что наряду с привлечением но­ вых поселенцев, мы должны, как-то закрепить интерес к Карело- Мурманскому краю тех, кто в нем находится в настоящее время? Да должны. Как же это сделать? —Ответ казалось-бы простой:—обеспечить вполне сносно су­ ществование всех тружеппиков—Мурманцев. —Но ведь Дорожное Экскурсионное бюро, не Колонизацион­ ный Отдел, не Желрыба, не Желстрой, Желлес, не хозорган, веду­ щий пиоиерно-промышленныо насаждения,—его ролЪ иная. 1’оль эта может быть разделена па две части: на организацию экскурсионного хозяйства, как об этом уже говорилось в статьях топ. Звенева и на чисто агитационную и пропагандистскую рабо­ ту, без которой немыслимо существование ДЭБ‘а. 1S самом деле—думать, что бюро сможет успешно создать ту­ ристическое и экскурсионное паломничество, руководствуясь лишь меркантильными соображениями (хотя-бы и с предварительной на это дело убыточной затратой) —не приходится. Турист, несущий материальную выгоду, еще долго не п о ­ явится в Карело-Мурманском крае, так как такому туристу не­ обходим комфорт, а его-то и нельзя найти в пашем крае, —Строй­ ка гостипниц—павильонов ещо не начата (если но считать гостииницы в Мурманске). Некоторым выходом нз создавшегося положения могло бы быть сооружение специального экскурсионного вагона, в котором бы помимо удобных спальных мест, была-бы своя кухня, дей­ ствующая в течение всего времени совершаемой экскурсии.—При отцеиках вагона в глухих пунктах дороги —это незаменимая вещь. Об оборудоваиші такого вагона ДЭБ‘у следует подумать подробнее так как пользование вагоном общей эксплоатации (как это было минувшим летом) влечет за собою массу неудобств. —Вот пока и все, что может обеспечить удобное экскурсиро- вание по пашей дороге. Но что может теперь-же проделать экскурсионное быро. И разве выпущенный пм „Спутник экскурсапта“ не является пока­ зателем н иного вида работы бюро, работы чисто пронагандист- кого характера?—Является безусловно. А раз это так—то необхо­ димо эту часть работы расширить. ДЭБ находится в этом отношении в очень выгодных условиях так как может опереться на Вестник Карело-Мурманско­ го края. Не даром же посетители выставки особое внимание уде­ ляли „Вестнику1 и в особенности его Краеведческим главам. Этим главам ДЭБ'у следует уделить максимум внимания. Их надо популяризировать, сделать доступными самому широкому чи­ тателю и наиболее важные распрэстраиять отдельными оттисками. В первую очередь, конечно, придется подумать о пропаганд» интереса к Карело-Мурманскому краю среди самих Мурманских железнодорожников. Надо сделать так, чтобы текучести рабочего состава была противопоставлена оседлость, осмысленная, имеющая те пли иные целевые установки.—Без вдумчивою и толкового раз^снения рабочему цели существования Мурманской ж. д., без ознакомления его с природными богатствами края—ожидать со­ знательного труда не приходится В этом отношении ДЭБ должен рука об руку работать с Культ отделом союза и всеми мерами помогать ему в этой его трудной работе. Очень нелегко организовать при наших клубах краведческие кружки, по сделать так, чтобы рабочие были заинтересованы воз­ никновением подобных кружков, необходимо.—Здесь нужна упор­ ная, но дающая сразу нужного эффекта работа и ДЭБу необхо­ димо принять участие в этой работе. Легче может обстоять дело с краеведческой работой школ К а ­ рело-Мурманского края, в особенности школ железнодорожных. ДЭБ ^ необходимо связаться с этой работой. Необходимо ряд ин­ структивного экскурсионно-краеведческого материала распростра­ нять среди населения края. С музеями местного края—ДЭБ должен иметь постояную связь. К ак ни трудны подобные задачи, над решением их следует подумать ДЭБ'у в ближайип е-жо время и тогда только мы будем иметь правильное построешк всей работы бюро, в котором благо- полгчпо смогут ужиться и вопросы экскурсионного хозяйства II вопросы экскурсионно-краеведческой пропаганды. Последняя может развиваться в различных направлениях. Возникший „уголок Карело-Мурманского края1 один из путей данной пропаганды. Организуя его, пока что, только при Управ­ лении дороги—ДЭБ должен иметь в виду, что если не такие жа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz