По местам заселяемым. Кандалакша: путевые впечатления // Вестник Карело-Мурманского края. – 1926. - № 1. - С. 19-20.

№ 2— 3 ВЕСГНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. 13 миримые споры, решить которые с'езду так и не удалось. Нам кажется, что нужды экономики Ка­ рельско-Мурманского края, интересы развития его естественных производительных сил требуют боль­ шей согласованности и единства в метеорологичес­ кой работе, как основы для климатологических обобщений и практических выводов из них. Дальнейшее развитие метеорологической служ­ бы в крае должно быть двинуто вперед безотлага­ тельно, для этого следует подумать ведомствам, име­ ющим мет. сети в его пределах, о согласовании и об'единении всех начинаний в этой области IV. Для того чтобы край наш более или менее сно­ сно обслуживался метеорологической службой, н е ­ обходимо в б нижайшее время создать целый ряд метеорологических станций, числом не менее 12. Территориально они должны быть основаны в рай­ онах, ныне совершенно не обслуживаемых или об­ служиваемых крайне недостаточно. Не менее чем три мет. станции пужаы во внутренних частях Кольского полуостр>ьа, остальные в пределах Ка­ релии. Примерное размещение их может быть про­ изведено по следующим населенным пунктам. Мурманская губ, 1. Нот озерский пог. 2. Умбозеро. 3. Ловозерский пог. А. К. С. С. Р. 7. Повенец. 8. Порос озеро. 9. Никольское (Пу- дож. уезд) или дру­ гое селение. 10. Олонец, 1. Рудозерское сев. 2. Лоухи. 3. Ухта. 4. Ругозеро южн. 5. Кимас озеро. 6. Реболы. • Все перечисленные станции будут иметь боль­ шое значение для климатологического изучения края. Каждая из них располагается или в местнос­ ти географически своеобразной: Умбозеро, Ругозер- ское сев. или в истоках и бассейнах рек, имеющих сплавное и транспортное значение: Кимас озеро, Реболы, ІІорос озеро, или в районах где возможно значительное развитие земледелия: Олонец, Николь­ ское Возможно, что местные условия потребуют несколько иного размещения метеорологических пунктов в крае, но это уже вопрос, касающийся не­ посредственно ведомств, заинтересованных в рас­ сматриваемой области. Организацию новых станций следовало бы с са­ мого начала осуществлять возможно полным набо­ ром инструментов и приборов. До сих пор у нас станциями принято называть даже такие пункты, где поставлен лишь один дождемер. Связь созда­ ваемых станций желательна по крайней мере двой­ ная—с Г. Ф. О. и со своим ведомством, сообщения хотя бы ежедневные. ' На новых станциях обязательно ввести фено­ логические наблюдения хотя бы гесенней и осен­ ней половины года. ІІын*\ можно считать обще­ признанным тот факт, что фенологические данные, в очень частых случаях, корректируют данные ме­ теорологические, или во всяком случае помогают разбираться в последних, когда дело доходит до прак тического использования их Наконец, на многих станциях следовало бы вве­ сти наблюдения, гидрологические, хотя бы самые элементарные и схематические. Ведь 1/о террито­ рии края занята водными пространствами, реками и озерами. Такое обилие воды в наших пределах, казалось бы, давно должно было заставить вести систематические наблюдения над режимом местных рек и озер. И теперь, создавая новые метеороло­ гические станции, исправить это опущение, будет весьма кстати. Такова, в кратких чертах, картина того минимально необходимого в области климато­ логии к чему следует стремиться безотлагательно и настойчиво. Одним из залогов усиленного развития гидро­ метеорологической работы в Карельско-Мурманском крае следует признать устранение ведомственного раздора, и излишней замкнутости исключительно в кругу своих интересов Для того, чтобы достигнуть этого, ведомствам необходимо сговориться между со­ бой на основе единого плана развития метеороло­ гических наблюдений в крае. А это в свою очередь, может быть выполнено лишь на специально для Но местам заселяемым (Путевые впечатления). ( Uродолжение ). К а н д а л а кш а . \'ІІ В д ы м у . Сплошною стеною стоит дым по обеим сторонам железной дороги. В этом едком сизом тумане едва различимы станционные построй и, телеграфные столбы. На расстоянии 15—20 метров уже ничего не видно. Жаркий июльский день, нет ветра, ото­ всюду ползут густые клубы-облака дыма. Горят ле­ са. На редкость жаркое лето высушило мох и торф, от легкой искры легко начинается пожнр. Вокруг безлюдье и пока соберут на станциях людей и при­ везут к месту пожарища, огонь уже займет не один десяток десятин. Утомленные знойным днем, задыхающиеся от ды­ ма вышли мы на маленьком раз'езде Белом. Раз‘езд находится в Ѵз километра от реки того же назва­ ния. Километрах в пяти от раз'езда на северо-вос­ токе возвышается Хибинский горный массив. Те­ перь, вечером и из-за дымчатой завесы гор не видно. Оттуда с гор течет сравнительно большая река Бе­ лая. Питаясь тающими снегами и горными озерами, она круглый год песет в озеро Имандру значитель­ ное количество воды. По берегам Белой, вверх от железной дороги раскинулись просторные равнины осоковых болот. Эти болота решено использовать для колонизации. Некоторые из них нуждаются лишь в незначительной меллиорации, а иные уча­ стки далее без всякой осушки дают некоторый укос травы. ІІо реке выше и ниже железнодорожного моста осело несколько колонистских хозяйств. Некото­ рые проявляют отрадные признаки развития прос ­ та. Косят траву для скота, ловят рыбу, гонят смо­ лу. Но есть и такие, которые построили дом и про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz