По местам заселяемым. Кандалакша: путевые впечатления // Вестник Карело-Мурманского края. – 1926. - № 1. - С. 19-20.
19 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. Метеорология ее состояние майском Климатологическое изучение любого края имеет огромное для него значение. Климат определяющим образом влияет на почвообразовательные процессы, на характер растительности, на общие черты и сте пень развития земледелия, а отсюда и всего сель ского хозяйства, решительно на все промысловые занятия населения; наконец, ход отдельных мете орологических элементов в течении года имеет важ ное значение для быта, так как с этим связан це лый ряд социальных и профессиональных заболе ваний, климатический режим того или иного рай она в сильной мере влияет на развитие и тип путей сообщения и т. д. и т. д.. И несмотря на это климат, как комплекс естественных атмосфер ных явлений для общественено экономической жи зни в прошлом, считался фактором маловажным. На метеорологию, дающую основной матерная для климатологических построений и характеристик, смотрели как на науку имеющую исключительно теоретическую ценность. Только за последние де сятилетия метеорология приобрела всеобщее при знание как научная <бласть обслуживающая обшир- ннй круг самых разнообразных отраслей народного и государственного хозяйства. Ныне без метеоро логии не могут обходиться не только сельское хо зяйство. мореплавание и авиация, но к ее услугам прибегает сухопу ный транспорт, промышленное строительство, курортное дело, народное здравоох ранение, военное дело (артиллерия и военная хх- ная) и пр. Карельско-Мурманский край в этом отношении не представляет ни какого исключения. Метеоро логические наблюдения и климатологическая обра ботка этих наблюдений имеют для нашего края для его промышленности, транспорта сельского хо зяйства и промыслов, огромное значение. Это зна- и нужды в Нарело-Мур- Крае чение выростает в неотложную насущную потреб ность, если принять во внимание малую климато логическую изученность и чрезвычайно слабое ме теорологическое обслуживание края. В климатологическом отношении, все изо-ливни (линии одинакового хода метеорологических эле ментов, температуры, влажности, давления и т д.). Карелии (гл. обр. северной) и Кольского п-сва (Мурманская губ.) носят теоретический и предпо ложительный характер. Они построены, главным образем на вычислениях и расчетах опирающихся на незначите іьное количество наблюдате льных пун ктов, расположенных преимущественно по берегам морей Белого и Баренцова. А это приводит к тому, что наши представления о климатических особен ностях внутренней части Кольского п-ова и мате риковых районов Карелии не соответствуют дей ствительности. Метеорологическое обслуживание края из рук вон плохо. На всей территории Карелии и Мурман ской гу ернии, едва насчитывается десяток м ат е риковых метеорологических станций. Половина из них расположена у больших внутренних воноемов, как например: оз. оз Выг, Сег, Имандра и до.. Эти обширные озера влияют искажающим образом на ход метеорологических элементов в течении года, следовательно, наблюдения таких станций дают ма териал для климатологической характеристики очень ограниченного района побережий, эти наблю дения рисуют нам картину местного климата (т. н. микроклимата). Распространяя подобные приозер ные наблюдения на более широкую территорию сушимы опять впадаем в ошибку и строим заведо мо неверную картину климатического режима всего края (т. н. макроклимата). Если к вышесказанному прибавить некоторые опущения в технике наблюдений, малую подготов- По местам заселяемым (Путевые впечатления). ( продолжение). К а н д а л а кш а . Кандалакши не узнать. С минувшей зимы, в<его каких нибудь на три четыре месяца, она преобра зилась чрезвычайно. Небольшой станционный дом, около дюжины жилых построек вокруг, а дальше пустое снежное место, до леса в предгорьях и до "Нижней Кандалакши,,— такова была эта станция в конце зимы. Озабоченные люди ходят мимо. Тут и там строят; стучат неугомонные плотники, камеиьщики, неусга- вая месят и мажут бетонщики. Везде оживление, как будто у каждого свой срок, пропустить кото рый он не может, да и не хочет. И вот результат. Широко раскинулось на косогоре, окруженное ле сами, новое здание депо. В другую сторону от него, за станцией, высоко над окружающими домами и местностью поднялась водонапорная башня, ее еще строят, как будто для того, чтобы подпереть низ кое лапландское небо. Безпорядочным кружевом *) См. №№ 30,31-82, 33, 34н3й ва 1925 г. из балок, досок и бревен обтянуто ее тело. На пу тях множество рабочих улучшают железнодорожное полотно. Поднимают и выправляют рельсовую уклад ку и без конца подвозится из соседних карьеров светло-желтый сухой песок, когда то выброшенный на берег морем. От железной дороги до старой коптильни бе рег залива, еще недавно пустынный, полон но вых построек, человеческого говора и работы, ра боты без кониа, созидательной, возрождающей край Большое здание лесопилыюго завода господствует над берегом. Около него хозяйственные постройки. А дальше целый городок новых белеющих домиков —это вновь возводимый колонизационный поселок Тут так же, как и в предидущих местах, часть от строена, часть еще строится. В старый уклад кандалакшского быта, хранящего еще следы викингов, входит новая струя, которой суждено увлечь этот полярный мир на новые пути культурно-экономического возрождения. На улицах „нижней1 оживление, какого раньше никогда не бывало. Пе даром здесь и новый клуб, и радпо установлено рядом с ним, и консервный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz