По местам заселяемым. Кандалакша: путевые впечатления // Вестник Карело-Мурманского края. – 1926. - № 1. - С. 19-20.

19 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. Метеорология ее состояние майском Климатологическое изучение любого края имеет огромное для него значение. Климат определяющим образом влияет на почвообразовательные процессы, на характер растительности, на общие черты и сте­ пень развития земледелия, а отсюда и всего сель­ ского хозяйства, решительно на все промысловые занятия населения; наконец, ход отдельных мете­ орологических элементов в течении года имеет важ­ ное значение для быта, так как с этим связан це­ лый ряд социальных и профессиональных заболе­ ваний, климатический режим того или иного рай­ она в сильной мере влияет на развитие и тип путей сообщения и т. д. и т. д.. И несмотря на это климат, как комплекс естественных атмосфер­ ных явлений для общественено экономической жи ­ зни в прошлом, считался фактором маловажным. На метеорологию, дающую основной матерная для климатологических построений и характеристик, смотрели как на науку имеющую исключительно теоретическую ценность. Только за последние де­ сятилетия метеорология приобрела всеобщее при­ знание как научная <бласть обслуживающая обшир- ннй круг самых разнообразных отраслей народного и государственного хозяйства. Ныне без метеоро­ логии не могут обходиться не только сельское хо­ зяйство. мореплавание и авиация, но к ее услугам прибегает сухопу ный транспорт, промышленное строительство, курортное дело, народное здравоох­ ранение, военное дело (артиллерия и военная хх- ная) и пр. Карельско-Мурманский край в этом отношении не представляет ни какого исключения. Метеоро­ логические наблюдения и климатологическая обра­ ботка этих наблюдений имеют для нашего края для его промышленности, транспорта сельского хо­ зяйства и промыслов, огромное значение. Это зна- и нужды в Нарело-Мур- Крае чение выростает в неотложную насущную потреб­ ность, если принять во внимание малую климато­ логическую изученность и чрезвычайно слабое ме­ теорологическое обслуживание края. В климатологическом отношении, все изо-ливни (линии одинакового хода метеорологических эле­ ментов, температуры, влажности, давления и т д.). Карелии (гл. обр. северной) и Кольского п-сва (Мурманская губ.) носят теоретический и предпо­ ложительный характер. Они построены, главным образем на вычислениях и расчетах опирающихся на незначите іьное количество наблюдате льных пун­ ктов, расположенных преимущественно по берегам морей Белого и Баренцова. А это приводит к тому, что наши представления о климатических особен­ ностях внутренней части Кольского п-ова и мате­ риковых районов Карелии не соответствуют дей­ ствительности. Метеорологическое обслуживание края из рук вон плохо. На всей территории Карелии и Мурман­ ской гу ернии, едва насчитывается десяток м ат е­ риковых метеорологических станций. Половина из них расположена у больших внутренних воноемов, как например: оз. оз Выг, Сег, Имандра и до.. Эти обширные озера влияют искажающим образом на ход метеорологических элементов в течении года, следовательно, наблюдения таких станций дают ма­ териал для климатологической характеристики очень ограниченного района побережий, эти наблю­ дения рисуют нам картину местного климата (т. н. микроклимата). Распространяя подобные приозер­ ные наблюдения на более широкую территорию сушимы опять впадаем в ошибку и строим заведо­ мо неверную картину климатического режима всего края (т. н. макроклимата). Если к вышесказанному прибавить некоторые опущения в технике наблюдений, малую подготов- По местам заселяемым (Путевые впечатления). ( продолжение). К а н д а л а кш а . Кандалакши не узнать. С минувшей зимы, в<его каких нибудь на три четыре месяца, она преобра­ зилась чрезвычайно. Небольшой станционный дом, около дюжины жилых построек вокруг, а дальше пустое снежное место, до леса в предгорьях и до "Нижней Кандалакши,,— такова была эта станция в конце зимы. Озабоченные люди ходят мимо. Тут и там строят; стучат неугомонные плотники, камеиьщики, неусга- вая месят и мажут бетонщики. Везде оживление, как будто у каждого свой срок, пропустить кото­ рый он не может, да и не хочет. И вот результат. Широко раскинулось на косогоре, окруженное ле­ сами, новое здание депо. В другую сторону от него, за станцией, высоко над окружающими домами и местностью поднялась водонапорная башня, ее еще строят, как будто для того, чтобы подпереть низ­ кое лапландское небо. Безпорядочным кружевом *) См. №№ 30,31-82, 33, 34н3й ва 1925 г. из балок, досок и бревен обтянуто ее тело. На пу­ тях множество рабочих улучшают железнодорожное полотно. Поднимают и выправляют рельсовую уклад­ ку и без конца подвозится из соседних карьеров светло-желтый сухой песок, когда то выброшенный на берег морем. От железной дороги до старой коптильни бе­ рег залива, еще недавно пустынный, полон но­ вых построек, человеческого говора и работы, ра ­ боты без кониа, созидательной, возрождающей край Большое здание лесопилыюго завода господствует над берегом. Около него хозяйственные постройки. А дальше целый городок новых белеющих домиков —это вновь возводимый колонизационный поселок Тут так же, как и в предидущих местах, часть от­ строена, часть еще строится. В старый уклад кандалакшского быта, хранящего еще следы викингов, входит новая струя, которой суждено увлечь этот полярный мир на новые пути культурно-экономического возрождения. На улицах „нижней1 оживление, какого раньше никогда не бывало. Пе даром здесь и новый клуб, и радпо установлено рядом с ним, и консервный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz