Хордикайнен А. О школьных экскурсиях по Карело-Мурманскому краю // Вестник Карело-Мурманского края. - 1926. - № 16. - С. 11.

№ 16 ВЕСТНИК КАРКИО-МѴРМШЖОГО КРАЯ 11 Ошкольных экскурсияхпоНарельско-Муцманскомукрай. Кому удалось в юные годы много путешествовать, хо тя бы в фор ме школьных экскурсий, т о т вступает в жизнь с незаменимым запасом т а к и х знаний, вкусов, умственных навыков, художественных интуиций и душевной энергии, ка ких не почерпнешь не из како го другого источника. Годы учения должны быть в самом деле и годами странствий. И. М. Гревс „Пед. Мысль* N» 3, 1923 г I В настоящее время Ленинградский Отдел Нар- Образования, насколько мы можем судить, стано­ вится на новый путь экскурсионной политики, нес­ колько отличающийся от прежнего. Если в прош­ лом, так называемые, дальние экскурсии учащихся устраивались в самые различные районы нашей стра­ ны, и выполнялись они лишь ради экскурсионное™, т. е. путешествия, го теперь подход к подоб­ ным экскурсиям совсем другой. По мысли некоторых работников О. Н. О. эк­ скурсии лета 1926 г. должвы носить краеведный х а ­ рактер, отсюда, наиболее желательным районом для экскурсирования признается территория Гереро- Западней области. Второе требование к будущим краеведным экскурсиям учащихся, преа!являемое О. Н. О , это их производственный уклон. Наконец, такие производственно краеведческие экскурсии должны быть занимательными и содействовать об­ щему развитию учащихся. Таковы основные прие- ципы, на которых предполагается строить школь­ но-экскурсионное дело в ближайшем будущем. Посколько речь идет об экекурсировании в Сев.- Зап. области, и установлении в ее пределах особо ценных и интересных в экскурсионном отношении районов, постолько вполне основательно и необхо­ димо выдвинуть на первое место Карельско-Мур­ манский край На страницах настоящего журнала, в прошлом, мы неоднократно указывали на своеобразие и об­ ширный круг экскурсионных об‘ектов в пределах Карелии и Кольского полуострова. Экскурсионные „качества" и ценность этого края заключаются в его обширности, позволяющей осуществлять прин­ цип путешественности, в его физико-географичес­ ких особенностях, и типичности природы, знаком­ ство с которыми следует признать ценнейшим и благодарнейшим материалом, способствующим об­ щему развитию экскурсирующих, в его разнообраз­ ных производительных силах допускающих произ­ водственное пополнение экскурсий Все эти черты на фоне Северо-Западной области, в упомянутом крае выражены отчетливее и обладают большим эффектом, чем где либо в пределах Сочетание краеведения, производственных элементов и обще­ образовательного материала в Карелии и Мурман­ ской губернии для экскурсий вообще и школьных в частности не заставляет желать лучшего. Приветствуя всячески новое направление в эк- курсионной работе О. Н О и его стремление поз­ накомить учащихся прежде всего с родным краем, его природой, населением, хозяйством, естествен­ ными богатствами и т. п., ниже мы попытаемся по­ пытаемся разобрать Карельско Мурманский край, с точки зрения новых пред'являемых к нему школь­ но экскурсионных требований. Не вдавдясь в под­ робности естественно исторической, этнографичес­ кой и бытовой, хозяйственной и исторической ха­ рактеристики края, мы остановимся лишь на самом необходимом, которо может служить отправными моментами и вехами для дальнейшей разработки и детализации. В большом количестве экскурсионных статей, напечатанных в „Вестнике“ и изданном Д. Э. В. „Спутнике экскурсанта по Карело Мурман­ скому краю“, давы описания достопримечательно­ стей и природы края, туда мы и отсылаем интере­ сующихся. II Касаясь техники экскурсий в Карелию и на Мур- ман, следѵет прежде всего обратить внимание эк­ скурсирующих организаций на возможность об­ ращения в Коммерческий Отдел Ііравления Мур­ манской жел. дор. (Лени град Фонтанка 117), где можно получить различного рода справки и всестороннее содействие устройсву экскурсий. Опыт прошлых школьных экскурсий показал, что лучше всего пользоваться для экскурсий по Краю специально арендованным вагоном. Такой ва­ гон (обычный жесткий) может быть весьма легко оборудован для нужд экскурсантов, за минималь­ ную затрату средств школы или О. Н. О. Для это­ го необходим 1) Металлический бак для хранения питьевой воды, 2) Самовар для кипятка, 3) Одно или 2 ведра и 4) Тюфяки для спанья, хотя пос­ ледние могуі быть взяты учащимися из дома, равно как и постельное белье: одеяла, подушки и т. п. Обо­ рудованный таким образом вагон и занятый эк- скурсирующей школой может быть отцепляем на любой железнодорожной станции на какое угодно время. Служа достаточно удобным жилищем, вагон предупредит многие неприятности с ночлегом, в на шем бедном гостинаи'цами и свободными жилища­ ми крае. Останавливаясь в тех местах которые включены, в заранее составленный план экскурсий, руководи­ тель ее выберет для обозрения и знакомства те или иные об‘екты. Проработав их с учащимися, дви­ гаются дальше. В ряде пунктов или в одном ьаком нибудь, экскурсантам может быть предложена для разработки и выполнения та или иная тема. Как это осуществить.—дело педагогов руководите іей. Используя наблюдательность, любознательность и самодеятельность учащихся в пути от Ленинграда до Мурманска, могут быть выполнены следующие производственные работы: Лесные бо га тс тв а края. Типичные лесные обще­ ства. Породы лесной растительности. Лесные пло­ щади удобные и неудобные. Эксплоатация местных лесов( Сплав леса, техника сплава. Лесопильные за­ воды. Отправка лесных материалов с заводов на внутренний рынок; на внешний рынок, в какие страны. Леснсе хозяйство и лесная промышленность края. Лес как экономический фактор. Сравнение

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz