Хордикайнен А. О школьных экскурсиях по Карело-Мурманскому краю // Вестник Карело-Мурманского края. - 1926. - № 16. - С. 11.
№ 16 ВЕСТНИК КАРКИО-МѴРМШЖОГО КРАЯ 11 Ошкольных экскурсияхпоНарельско-Муцманскомукрай. Кому удалось в юные годы много путешествовать, хо тя бы в фор ме школьных экскурсий, т о т вступает в жизнь с незаменимым запасом т а к и х знаний, вкусов, умственных навыков, художественных интуиций и душевной энергии, ка ких не почерпнешь не из како го другого источника. Годы учения должны быть в самом деле и годами странствий. И. М. Гревс „Пед. Мысль* N» 3, 1923 г I В настоящее время Ленинградский Отдел Нар- Образования, насколько мы можем судить, стано вится на новый путь экскурсионной политики, нес колько отличающийся от прежнего. Если в прош лом, так называемые, дальние экскурсии учащихся устраивались в самые различные районы нашей стра ны, и выполнялись они лишь ради экскурсионное™, т. е. путешествия, го теперь подход к подоб ным экскурсиям совсем другой. По мысли некоторых работников О. Н. О. эк скурсии лета 1926 г. должвы носить краеведный х а рактер, отсюда, наиболее желательным районом для экскурсирования признается территория Гереро- Западней области. Второе требование к будущим краеведным экскурсиям учащихся, преа!являемое О. Н. О , это их производственный уклон. Наконец, такие производственно краеведческие экскурсии должны быть занимательными и содействовать об щему развитию учащихся. Таковы основные прие- ципы, на которых предполагается строить школь но-экскурсионное дело в ближайшем будущем. Посколько речь идет об экекурсировании в Сев.- Зап. области, и установлении в ее пределах особо ценных и интересных в экскурсионном отношении районов, постолько вполне основательно и необхо димо выдвинуть на первое место Карельско-Мур манский край На страницах настоящего журнала, в прошлом, мы неоднократно указывали на своеобразие и об ширный круг экскурсионных об‘ектов в пределах Карелии и Кольского полуострова. Экскурсионные „качества" и ценность этого края заключаются в его обширности, позволяющей осуществлять прин цип путешественности, в его физико-географичес ких особенностях, и типичности природы, знаком ство с которыми следует признать ценнейшим и благодарнейшим материалом, способствующим об щему развитию экскурсирующих, в его разнообраз ных производительных силах допускающих произ водственное пополнение экскурсий Все эти черты на фоне Северо-Западной области, в упомянутом крае выражены отчетливее и обладают большим эффектом, чем где либо в пределах Сочетание краеведения, производственных элементов и обще образовательного материала в Карелии и Мурман ской губернии для экскурсий вообще и школьных в частности не заставляет желать лучшего. Приветствуя всячески новое направление в эк- курсионной работе О. Н О и его стремление поз накомить учащихся прежде всего с родным краем, его природой, населением, хозяйством, естествен ными богатствами и т. п., ниже мы попытаемся по пытаемся разобрать Карельско Мурманский край, с точки зрения новых пред'являемых к нему школь но экскурсионных требований. Не вдавдясь в под робности естественно исторической, этнографичес кой и бытовой, хозяйственной и исторической ха рактеристики края, мы остановимся лишь на самом необходимом, которо может служить отправными моментами и вехами для дальнейшей разработки и детализации. В большом количестве экскурсионных статей, напечатанных в „Вестнике“ и изданном Д. Э. В. „Спутнике экскурсанта по Карело Мурман скому краю“, давы описания достопримечательно стей и природы края, туда мы и отсылаем интере сующихся. II Касаясь техники экскурсий в Карелию и на Мур- ман, следѵет прежде всего обратить внимание эк скурсирующих организаций на возможность об ращения в Коммерческий Отдел Ііравления Мур манской жел. дор. (Лени град Фонтанка 117), где можно получить различного рода справки и всестороннее содействие устройсву экскурсий. Опыт прошлых школьных экскурсий показал, что лучше всего пользоваться для экскурсий по Краю специально арендованным вагоном. Такой ва гон (обычный жесткий) может быть весьма легко оборудован для нужд экскурсантов, за минималь ную затрату средств школы или О. Н. О. Для это го необходим 1) Металлический бак для хранения питьевой воды, 2) Самовар для кипятка, 3) Одно или 2 ведра и 4) Тюфяки для спанья, хотя пос ледние могуі быть взяты учащимися из дома, равно как и постельное белье: одеяла, подушки и т. п. Обо рудованный таким образом вагон и занятый эк- скурсирующей школой может быть отцепляем на любой железнодорожной станции на какое угодно время. Служа достаточно удобным жилищем, вагон предупредит многие неприятности с ночлегом, в на шем бедном гостинаи'цами и свободными жилища ми крае. Останавливаясь в тех местах которые включены, в заранее составленный план экскурсий, руководи тель ее выберет для обозрения и знакомства те или иные об‘екты. Проработав их с учащимися, дви гаются дальше. В ряде пунктов или в одном ьаком нибудь, экскурсантам может быть предложена для разработки и выполнения та или иная тема. Как это осуществить.—дело педагогов руководите іей. Используя наблюдательность, любознательность и самодеятельность учащихся в пути от Ленинграда до Мурманска, могут быть выполнены следующие производственные работы: Лесные бо га тс тв а края. Типичные лесные обще ства. Породы лесной растительности. Лесные пло щади удобные и неудобные. Эксплоатация местных лесов( Сплав леса, техника сплава. Лесопильные за воды. Отправка лесных материалов с заводов на внутренний рынок; на внешний рынок, в какие страны. Леснсе хозяйство и лесная промышленность края. Лес как экономический фактор. Сравнение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz