Хордикайнен А. О школьных экскурсиях по Карело-Мурманскому краю // Вестник Карело-Мурманского края. - 1926. - № 16. - С. 11.

12 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 16 лесопромышленности нашей и иностранной, сосед' них Финляндии и Швеции. Необходимые улучшения и условия развития нашего лесного хозяйства и лесной промышленности. Минерально-рудные бо га тства края. Полезные ми­ нералы, находимые в крае. Их эксплоатация. Тран­ спортирование в промышленные центры и промыш­ ленное использование. Железные руды края: болот­ ные, озерные и материковые Их распространение, наличие и происхождение. Экономическое значение железных руд. Серебро—свинцовые месторождения, их состав и распространение. Прошлое горного де­ ла в Карелии. Использование рудных месторожде­ ний в будущем. Рыболовство и охота. Рыболовство внутреннее его приемы и размеры. Промысловые рыбы рек и озер. Потребление и сбыт рыбы. Заготовка рыбы впрок. Рыболовство морское. Породы промысловых рыб в Белом и Баренцевом морях. Характер и сро­ ки различных промыслов. Количество добываемой рыбы, ее использование и сбыт. Морской зверинный промысел. Промысел пушнины и дичи на материке. Белый уголь. Характер местных рек. Сила их падающей воды. Причины порожистости и образо­ вания водопадов Использование их энергии Гидро- электрификация кран. Электричество в местной промышленности. Использование в- дяой энергии у нас и в Финляндии, Норвегии, Америке и др. Население края Этнографический состав насе­ ления. Быт и нравы. Хозяйство и культура. Исто­ рия заселения и расселения. Города края. Города ітарые Их положение и роль в истории края. Городское население, хозяй­ ство и торговля. Достопримечательности этих горо­ дов. Города новые. Их возникновение и развитие. Экономическое значенге новых городов. Население и его занятия. Торговля и городское хозяйство. Пу­ ти сообщений и города. Колонизация края. Малая плотность населения и нужды развивающегося хозяйства. Незначитель­ ный естественны.! прирост населения. Колониза­ ция. Особый характер колонизации Кар. Мур. края. Роль сельского хозяйства, промыслов и промышлен­ ности в экономике колонистов. Мероприятия по устройству колонистов. Колонизационные поселки, их быт и хозяйство. Для каждой из названных тем в крае имеется вполне достаточный материал, так по лесному хо­ зяйству: лесные массивы, лесопильные заводы, шполопропиточные зав. и т. п., по минеральном и рудным богатством—ныне действующие разработки, заброшенные рудники и месторождения, по рыбо­ ловству—промыслы на озерах и морях, в частности сельдяной промысел в Белом море, семужьи аони в Кольском заливе, Консервные заво (ы в Кандалак­ ше и Сороке. По белому углю—местные реки и гидро электостанции, по колонизации,—новые по­ селки и т. д.. Как сказано было выше, это только сжатая схема, которая может быть разработана как угодно широко с применением изобразительных ис- нуств, графики, картографии статистики, коллек­ ционирования, фотографии и т. п. и т. п. При условии получения специальеного ваго­ нами и широко развернув знакомство с краем, каж­ дая отдельная экскурсия сможет уложить свою по ■ ездку приблизительно в 21—25 дней т. е. в 3—З1/^ недели. Такой срок следует признать наиболее удобным и желательным для школьных экскурсий в наш край. За эти три недели юные экскурсан­ ты, постоянно общался с природой, набирая све­ дения естественно исторические, гуманитарные и экономические о посещенном крае, смогут в то же время хорошо отдохнуть и набраться свежих сил для дальнейшей школьной работы в городе. Луч­ шим комплектом школьной экскурсии должно при­ знать группу в 30 человек с тремя руководителями. Примерный расход на питание таковой экскур­ сии составит.- 60 коп. в день на человека или 15 руб. за всю экскурсию, следовательно на 33 чело­ века понадобится около 500 рублей. Если из этой суммы половину отнести на счет самых учащихся, то остаток выразится в 250 рублей. Расходы на оплату проезда по железной дороге (аренда ваго­ на) потребуют около 10 руб. на человека или 330 руб. на всю экскурсию. Таким образом общая стои­ мость экскурсии выразится в 830 руб., если же от­ бросить 2 0 руб , то со стороны О. Н О. потребу­ ется всего лишь 580 руб.. Сумма- принимая во внимание количество экскурсантов в каждой поезд­ ке, крайне незначительная. За 580 рублей 30 че­ ловек учащихся могут проехать до 3000 километ­ ров по железной дороге, посетить побережья Бе ­ лого моря и Северного океана, провес ти целую не­ делю за полярным кругом. Если допустить, что одновременно в пути бу­ дет находиться три экскурсии, то за весь экскур­ сионный период в Карельско-Мурманский край мо­ жет быть сделано не менее 10 дальних экскурсий, т. е. вплоть до океана. Начав экскурсии с 10 ию­ ня и пропуская из Ленинграда последующие через каждые 7—8 дней, можно закончить экскурсии к началу сентярбя. Сделав 10 экскурсий со школьни­ ками вдоль линии Мурманской ж. л., Ленинградско­ му О. Н. О. придется затратить 5800—6000 рублей. Не ограничиваясь вышеописанным, можно реко­ мендовать Ленинградским школам целую серию менее продолжительных экскурсий в бассейне озер Ладожского и Онежского. Особенно заслуживает внимания последнее. Поездки на пароходе по Л а ­ доге, р. Свири и Онегу приносят чрезвычайно об­ ширный запас прекрасных, незабываемых и непо­ вторяемых впечатлений. Города и села на берегах Онежского озера заключают в себе обильный эк­ скурсионный материал, художественный, архитек­ турный, этнографический и т. д При сравнительно малой благоустроенности водного транспорта в Сев.—Зап. области (несмотря на обилие в ней водных путей) путь от Ленинграда до Петрозаводска, Повенца или других пристаней ва Онежском о з е ­ ре следует признать наиболее удобным. Не имея возможности подробнее останавливаться на этих „пароходных" экскурсиях, мы все же должны з а ­ метить. что два величайших в Европе озера, без преувеличения являются нашими экскурсиоными сокргвкщей цами. А. Хордикайнен.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz