Хордикайнен А. О школьных экскурсиях по Карело-Мурманскому краю // Вестник Карело-Мурманского края. - 1926. - № 16. - С. 11.
12 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 16 лесопромышленности нашей и иностранной, сосед' них Финляндии и Швеции. Необходимые улучшения и условия развития нашего лесного хозяйства и лесной промышленности. Минерально-рудные бо га тства края. Полезные ми нералы, находимые в крае. Их эксплоатация. Тран спортирование в промышленные центры и промыш ленное использование. Железные руды края: болот ные, озерные и материковые Их распространение, наличие и происхождение. Экономическое значение железных руд. Серебро—свинцовые месторождения, их состав и распространение. Прошлое горного де ла в Карелии. Использование рудных месторожде ний в будущем. Рыболовство и охота. Рыболовство внутреннее его приемы и размеры. Промысловые рыбы рек и озер. Потребление и сбыт рыбы. Заготовка рыбы впрок. Рыболовство морское. Породы промысловых рыб в Белом и Баренцевом морях. Характер и сро ки различных промыслов. Количество добываемой рыбы, ее использование и сбыт. Морской зверинный промысел. Промысел пушнины и дичи на материке. Белый уголь. Характер местных рек. Сила их падающей воды. Причины порожистости и образо вания водопадов Использование их энергии Гидро- электрификация кран. Электричество в местной промышленности. Использование в- дяой энергии у нас и в Финляндии, Норвегии, Америке и др. Население края Этнографический состав насе ления. Быт и нравы. Хозяйство и культура. Исто рия заселения и расселения. Города края. Города ітарые Их положение и роль в истории края. Городское население, хозяй ство и торговля. Достопримечательности этих горо дов. Города новые. Их возникновение и развитие. Экономическое значенге новых городов. Население и его занятия. Торговля и городское хозяйство. Пу ти сообщений и города. Колонизация края. Малая плотность населения и нужды развивающегося хозяйства. Незначитель ный естественны.! прирост населения. Колониза ция. Особый характер колонизации Кар. Мур. края. Роль сельского хозяйства, промыслов и промышлен ности в экономике колонистов. Мероприятия по устройству колонистов. Колонизационные поселки, их быт и хозяйство. Для каждой из названных тем в крае имеется вполне достаточный материал, так по лесному хо зяйству: лесные массивы, лесопильные заводы, шполопропиточные зав. и т. п., по минеральном и рудным богатством—ныне действующие разработки, заброшенные рудники и месторождения, по рыбо ловству—промыслы на озерах и морях, в частности сельдяной промысел в Белом море, семужьи аони в Кольском заливе, Консервные заво (ы в Кандалак ше и Сороке. По белому углю—местные реки и гидро электостанции, по колонизации,—новые по селки и т. д.. Как сказано было выше, это только сжатая схема, которая может быть разработана как угодно широко с применением изобразительных ис- нуств, графики, картографии статистики, коллек ционирования, фотографии и т. п. и т. п. При условии получения специальеного ваго нами и широко развернув знакомство с краем, каж дая отдельная экскурсия сможет уложить свою по ■ ездку приблизительно в 21—25 дней т. е. в 3—З1/^ недели. Такой срок следует признать наиболее удобным и желательным для школьных экскурсий в наш край. За эти три недели юные экскурсан ты, постоянно общался с природой, набирая све дения естественно исторические, гуманитарные и экономические о посещенном крае, смогут в то же время хорошо отдохнуть и набраться свежих сил для дальнейшей школьной работы в городе. Луч шим комплектом школьной экскурсии должно при знать группу в 30 человек с тремя руководителями. Примерный расход на питание таковой экскур сии составит.- 60 коп. в день на человека или 15 руб. за всю экскурсию, следовательно на 33 чело века понадобится около 500 рублей. Если из этой суммы половину отнести на счет самых учащихся, то остаток выразится в 250 рублей. Расходы на оплату проезда по железной дороге (аренда ваго на) потребуют около 10 руб. на человека или 330 руб. на всю экскурсию. Таким образом общая стои мость экскурсии выразится в 830 руб., если же от бросить 2 0 руб , то со стороны О. Н О. потребу ется всего лишь 580 руб.. Сумма- принимая во внимание количество экскурсантов в каждой поезд ке, крайне незначительная. За 580 рублей 30 че ловек учащихся могут проехать до 3000 километ ров по железной дороге, посетить побережья Бе лого моря и Северного океана, провес ти целую не делю за полярным кругом. Если допустить, что одновременно в пути бу дет находиться три экскурсии, то за весь экскур сионный период в Карельско-Мурманский край мо жет быть сделано не менее 10 дальних экскурсий, т. е. вплоть до океана. Начав экскурсии с 10 ию ня и пропуская из Ленинграда последующие через каждые 7—8 дней, можно закончить экскурсии к началу сентярбя. Сделав 10 экскурсий со школьни ками вдоль линии Мурманской ж. л., Ленинградско му О. Н. О. придется затратить 5800—6000 рублей. Не ограничиваясь вышеописанным, можно реко мендовать Ленинградским школам целую серию менее продолжительных экскурсий в бассейне озер Ладожского и Онежского. Особенно заслуживает внимания последнее. Поездки на пароходе по Л а доге, р. Свири и Онегу приносят чрезвычайно об ширный запас прекрасных, незабываемых и непо вторяемых впечатлений. Города и села на берегах Онежского озера заключают в себе обильный эк скурсионный материал, художественный, архитек турный, этнографический и т. д При сравнительно малой благоустроенности водного транспорта в Сев.—Зап. области (несмотря на обилие в ней водных путей) путь от Ленинграда до Петрозаводска, Повенца или других пристаней ва Онежском о з е ре следует признать наиболее удобным. Не имея возможности подробнее останавливаться на этих „пароходных" экскурсиях, мы все же должны з а метить. что два величайших в Европе озера, без преувеличения являются нашими экскурсиоными сокргвкщей цами. А. Хордикайнен.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz