Анцышкин Н. Зимою на Кивач // Вестник Карело-Мурманского края. - 1926. - № 6/7. - С. 17.

№ 6—7 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 17 Зимою на Кивач Существует убеждение, что зима крайне небла­ гоприятное время для дальних загородних экскур­ сий. Недавний опыт Ленинградской 40-й Трудшколы показал, как pan, обратное. Лло проведено две та­ ких экскурсии—одна с 70 учащимися на Волхов- строй, другая, в количестве 10 человек, на водо­ пад Кивач и Кондострой (Карреспублика). Остановлюсь на последней. Организована она при содействии Дорожного Экскурсионного Бюро Мурманской жел. дор., предоставившего 50% скидки за проезд и забронированные места в вагоне. Вся экскурсия заняла 4 суток. Выехали экскурсанты из Ленинграда в ночь под новый год; на следую­ щий день, в 12 часов, сошли на раз'езде Суна Мур­ манской жел. дор. Рассчитывали итти на лыжах, но по прибытии на Суну, узнав о хорошей зимней дороге, лыжи оставили у стрелочника, а сами от­ правились пешком по р. Суне до дер. Чукалай (12 верст от раз'езда). В этой деревне состоялся пер­ вый привал. После Ѵ /2 часов отдыха прошли еще 7 верст, заночевав в дер. Верх. Вороново в кресть­ янской избе. Встретили большое радушие и госте­ приимство; уложили в чистой просторной комнате, предоставив матрацы, подушки, одеяла. Узнав, что мельник Кивачевской мельницы, живущий в дер. Вороново, рано утром идет на мельницу, решили восполі-зоваться им, как проводником, предвидя возможность сбиться с пути, так как еще с вечера поднялась сильная метель. Вышли в 5 час. утра; дороги настолько занесло, что до самого Кивача целых 7 верст лезли по колено в снегу,—это ока­ залась единственно трудная часть пути. Добрались на рассвете. У Кивача стоят две крестьянские избы, в одной из них мы и остановились. Звмою на Киваче экскурсантов не бывает—„подступы" к нему прокладывали по пояс в снегу. Величественная картина бешено устремляюще­ гося водопада с причудливыми образованиями, в виде громадных белых ледяных арок и скал, и мел­ кими брызгами, достигающими 12 саженей высоты, поразила нас. Решено было остаться на ночь, чтобы при лунном свете полюбоваться фантастической картиной, захватывающей и не поддающейся опи­ санию. Третий день провели в пути до лер Сопух и (8 верст от водопада) и в летальном ознакомлении с строительством на р. Сандалке, преследующим цель посредством 27 метр плотины и 2 километ­ ровой дамбы задержать выход оз. Сандала через р. Сандалку, повернув течение в сторону оз. Ниго, а оттуда через Кондопожский канал в Онежское озеро. От руководителей работ Сандальского строитель­ ства' мы получили не только самые исчерпывающие объяснения по истории возникновения проекта ис­ пользования местных водных сил, по произведен­ ным гидро-техническим изысканиям и выполненной работе, но нас познакомили и с подробными кар­ тами бассейна р. Суны и оз. Сандал. Все об‘ясне- ния давались очень охотно. В последний день при хорошей морозной погоде, не чувствуя никакой усталости, прошли 34 версты - 27 верст до Кондостроя и при осмотре его 7 верст. Уже на Сопухе мы получили довольно ясное представление о Кондострое, осталось ознакомиться с прорытием канала, бетонированием плотины и силовой станцией и др работами. Особенно заинте­ ресовались предполагаемым 28 метр, падением воды из сооружаемого канала в Кондопожскую губу. Это падение дает мощность свыше 6000 л. сил при использовании оз. Сандал и оз. Ниго. С присоеди­ нением же воды через проектируемый б вер. ка­ нал из Суны в оз. Сандал, мощность Кондостроя превысит 30000 X сил. С отводом р. Суны в оз Сандал (в 1927 г.) Кивач будет уничтожен,—по словам специалистов, эго первый случай в мире, когда явится возможность видеть обваженное дно большого водопада. На Кондострое уже соору­ жается бумажная фчбрика, во вторую очередь бу­ дут построены аллюминиевый и целлюлозный з а ­ воды. Энергии хватит и для электрофикации со­ седних деревень. В заключение надо сказать, что экскурсия на Кивач н Кондострой дала нам очень много: 1) Экскурсанты видели, по истине, сказочную красоту водопада зимою. 2) Детально ознакомились с Сандал и Кондо- строительством; пред нами развернулась богатей­ шая возможность дальнейшего использования мощ­ ных рек Карельско-Мурманского К; ая. 3) Знакомство с бытом и жизнью Карельской деревни. 4) Учащиеся в зимние каникулы, вместо нуд­ ного томления в большинстве случаев в мещан­ ской домашней обстановке, получили огромное удо­ вольствие, связанное с укреплением на свежем воздухе физического здоровья и ростом интеллек­ туальных сил, освеженных впечатлениями от кра­ соты северного неба и дикого лесного ландшафта. 5) Наконец, нами изучен маршрут для других экскурсий, кои легко проводить как"зимою, так и летом. Летом по такому маршруту: до Кондостроя (ст. Кивач Мурм. ж. д.) по железной дороге, дальше по интереснейшим озерам—Ниго и Сандал—45 в. на моторной лодке до дер. Сопухи 8 вер. по живо­ писнейшей лееной тропинке до водопада; от Ки­ вача спуститься вниз по течению р. Сѵны до раз‘- езда Суна или обратно с Кивача через Сопуху, Сандал, Ниго на ст. Кивач. Железнодорожный проезд с 50% скидкой туда и обратно стоит около 6 руб. Подвода зимою от раз'езда Суна до водопада обходится не дороже 4—5 р у б , столько же стоит обратно до ст. Кивач. Ночлег, кипяток и проч. услуги местными жите ­ лями предоставляются охотно и очень не дорого. Из расчета на 3—4 дня необходимо запастись про­ довольствием. Каждый экскурсант, кроме огромного удоволь­ ствия, какое он испытывает, любуясь красавицей С’уной и достойным ее детищем—неукротимым Ки- вачем—кроме знакомства с грандиозными сооруже­ ниями по использованию энергии большого водного бассейна,—укрепит свои силы под влиянием дикой и в то же время здоровой северной природы. Н Анцышкин. 2 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz