Звенев В. К. Что сделано ДЭБом // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 28. - С. 14-18 ; № 29. - С. 7, 9.
8 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. № 29 шему обслуживанию самых широких масс, ко торые окажутся к началу летнего сезона дос таточно „распропагандированными" в вышеука занном направлении. *) Определив таким образом общее содержа ние предстоящей Дэксбюро зимней работы, я постараюсь в заключении несколько конкре тизировать этот план путем выдвижения от дельных мероприятий. У Как расширить масштаб? В обзоре агитационно-пропагандистской ра боты ДЭБ'а за летнее время отмечалось, что все его начинания в этом отношении не име ли достаточного размаха, а потому и не дос тигали ‘цели. Первое условие для расширения масштаба и интенсификации Дэб'овской агитации и п р о п а г а н д ы—это теснейшая увязка в ра боте с органами Наркомпроса и профсоюзными организациями. З д е с ь нужно, как уже было указано, око н чат ель но раз‘яснить и убедить всех политпросветчикив и культотделовцев, что ДЭБ в сферу их работы не вторгается, прав их не узурпирует („лаврам" тоже не завидует), а преследует совершенно иные, sui generis, за дачи, но, что именно достижение со стороны ДЭБ этих задач—прежде всего в интересах вышеуказанных просветительных организаций, так как только при наличии налаженного эк скурсионного хозяйства, сами экскурсии будут достаточно показательны в смысле их воспи тательного и общеобразовательного значения. Разъяснить это твердо и раз-на-всегда очень важно и члены ДЭБ 'а не должны жалеть на это своих сил. Вторые условие— преодоление косности со стороны ряда хозяйственных организаций - д о - *') Я считаю , между прочим, что н аиболее удобной фор- мои будущей деятел ьно сти Д Э Б ‘а и смысле обслуживания э к ск ур си онны х масс была бы си стем а „продажи готовых эк скурсий", то-есть Цэксбюро об'являло бы к сведению полит- просветов, профсоюзных культотделов, фабзавкомов, спорт- о ргани заций и т. д. что, положим, на июнь месяц имеется столько-то всесто ронн е хозяйственно-подготовленных \в смысле проезда, у с т р о й с т в а на местах путей сообщения, ночевок, продовольствования и проч.) экскурсий, каждая на столько-то человек и такоіі-то стоимости,—а затем лю бая из ук азанны х о р гани заций „покупала* бы у Дэксбюро ту или иную из таг.их „готовых экскурсий*. Эта с и сте ма, при надлежащем ее р азв и т и и имела бы то пр еим ущ е ство перед всякой иной, что клиентами Д Э Б 'а могли бы быть экскурсионные группы из любого уголка СССР. В этом случае зн ачени е „Стола справок при Дэксбюро" све л ось бы преимущественно к обслуживанию • ту р и сто в и небольших специальных экскурсионных гр упп (не-массо- вых) и оно должно бы было всецел о п ер ест р о и т с я по об разцу заграничных „Бюро путешествий", о которых я упо минал уж е выше. В. 3. рожных и краевых. *) В чем эта косность и ошибка некоторых представителей хозорга- нов—я уже упоминал. Третье условие— изыскание достаточных де нежных средств на платные виды рекламы. Привлечение в Карело-Мурманский Край э кс курсионных масс не может не отразиться на увеличении торовых оборотов как местных торговых п р е д ир ия т и й, так и дорожных наир. Желрыбы, ТПО и др. Поэтому вполне допустимым было бы, на мой взгляд, установление этими организа циями известного отчисления с чистой при были или о оборота в пользу ДЭБ а. Затем самому Дэксбюро надо попытаться найти пути к самостоятельному изысканию де нежных средств. Они требуются не только на популяризаторскую рекламу, выпуск летучек и т. д.—но они будут еще нужнее, (ввиде основ ного и оборотного капитала) наустройство де шевых гостинниц павильонов (наир, на Кива- че, в Хибинах, в Кандалакше для рыболо- вов-спортсменов и т. д.). Но, говоря здесь о необходимости матери альных средств для расширения масштаба ра боты ДЭБ'а, я отнял ь не придаю этому воп росу исключительного, решающаго значения. Живая инициатива— может многое сделать и без наличия значительных средств. Примером может служить только-что воз никшая у Дэксбюро идея издания целого ря- дасерийпочтовых и др. конвертов с видами Ка рело-Мурманского Края. Гарантированный за каз на такие конверты со стороны учрежде ний АКСОР определяется до 500.000 шт. в год. Мурманская железная дорога и ее под собные предприятия тоже, вероятно, окажу гея покупателями таких конвертов в количестве нескольких сот тысяч (об этом говорят справ ки о заявках служб и отделов дороги на обык- нов. годовую потребность конвертов). А, ведь, при проведении этого мероприятия в .жизнь и учитывая что каждый такой конверт будет для ДЭБ‘а ничем иным, как „летучкой" популяри зирующей экскурсии 15 К-М. Край—это озна чает, в конечном итоге, бесплатный выпуск миллиона летучек по всему СССР!... 11) О тч еты руководителя опытных э кск у рсий н минув шем сезоне, ч а т а кж е и отзывы некоторых экскурсантов указывают, что даже среди железнодорожной администра ции и агентов дороги были случаи, когда на экскурсантов смотрели как н а „пассажиров 2-го сорта." Эти случаи, правда единичные, по всетаки следует перед началом но вых экскур сий внушить подобным агентам, что для Мур манской жел. дороги, преслееуюіцей пионерно-колониза ционные задачи, каждый т у р и ст и экскурсант это не гпас сажир 2-го сорта", а самый желанный гость. В. 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz