Звенев В. К. Что сделано ДЭБом // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 28. - С. 14-18 ; № 29. - С. 7, 9.

16 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. № 28 И. Пропаганда, агитация и реклама. Поскольку, как указывалось и начало этой статьи, конечная цель учреждения ДЭБ 'а— то-есть организация планового экскурсионного хозяйства и Карело-Мурманском Крае и до­ стижение экономических выгод от туризма— должна рассматриваться только в перспективе нескольких лет упорной работы в этом на­ правлении и все мероприятия в этом отноше­ нии имеют лишь подготовительный характер, поскольку проводимая ДЭБ*'ом часть работы в смысле пропаганды, агитации и рекламы— имеет одновременно и свое особое реальное значение не только в будущем, но и в нас ­ тоящем. На этой части работы ДЭБ 'а следует ос­ тановиться и сразу же можно сказан., что кое- что несомненно сделано, но далеко недоста­ точно. МИ, ВЫДБ И1сіЯ Bel Экскурсионный первый план, в за­ висимости от времени и других обстоя­ тельств то один, то другой. Здесь требуется ловкость и умение. 11то было сделано в этом отношении? ДЭБ‘ом было выпущено несколько тысяч «.іетучск » (образцы которых своевременно проводились в «Вестнике») Эти летучки рас­ пространялись путем приложения к „Вестни­ ку Карело-Мурманского Края" и к газете «Красная Карелия», затем раздавались через магазины рыболовных принадлежностей, рас­ сылались но почте и т. д. Но общий тираж и распространение их не превысило 5.000. Это слишком мало. «Летучки» принадлежат к числу таких агитационных методов, которые имеют реальное значение только при условии очень широкого масштаба и х выпуска и р а с ­ пространения. Использование ч ц е л я х агитации и про­ паганды периодической печати — , я бы ска­ зал, самый могущественный способ. Но ДЭБ'у удалось это провести только в „Вестнике» и «Красной Карелии», что же касается'внекра­ евых органов, где помещение сооответствую- щих статей имело бы наибольшее значение, то успехи в этом отношении были слишком мизерны, ограничиваясь всего 2 или о замет­ ками в Ленинградской «Красной газете» и не­ которых журиалах. Далее, на очереди более углубленная про­ паганда—это путь устройства п уб ли ч ны х л ек ­ ции, кино-сван он, а также периодических информационных докладов в профсоюзных ор­ гани зациях , н а у ч ны х об’един ения х и т. д. Просматривая протоколы заседаний Дэксбюро можно найти не мало очень дельных предло­ жений и хороших постановлений по атому во­ просу. н )... все, или почти все эти постано­ вления остались пока на бумаге. Конкретное достижение- это выпускЛЭБ’ом _ „ Спутн ика экскур ­ санта по Ларели- М у р м а н с к о м у Краю*. Брошюра эта, содержа хоро­ шо проработавший популярный мате- краеведческо- характера, it°- ч ерI I ыв аю щи й справочник прак­ тических указаний ;іля экскурсантов, подробное иллю­ стрированное опи­ сание маршрутов и т. д. заслужила ряд. п о л о жи т е л ь н ых отзывов и поступила в продажу. По. надо сказать, что продажи ее, идет слишком мед­ л енным темпом , а потому не дает и желае­ мого пропагандистского и материального эф­ фекта. О значении установленных ДЭБ‘ом еже­ дневных дежурств в ..Столе справок'1 и зна­ чении функций этого „стола“ я говорил уже выше. Дефектами его работы следует при­ знать неудобство в смысле его помещения для посещения широкой публикой (это неудобство ныне с переездом Правления дороги на Фон­ танку будет частично устранено, но если бы „Стол справок" ДЭБ‘а мог работать в центре города, и не только в Ленинграде, но и в Москве и других больших городах-то, конеч­ но, клиентура его увеличилась бы во много раз); второй недостаток—это слишком огра­ ниченная реклама об его открытии. При про­ ведении двух опытных экскурсий на Мурман Не углубляя здесь вопроса о различии между со­ бою методов про­ паганды, агитации и рекламы, необ­ ходимо заметить, что каждый вид и способ популяри­ зации имеет свои плюсы и минусы и что для достиже­ ния наилучшего эф­ фекта ДЭБ‘у сле­ дует пользоваться всеми этими вида­ миа. го снимок Кивача.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz