Экскурсии в Карело–Мурманский край: школьные экскурсии из Ленинграда // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 6. – С. 9-11.

В На недавно закрывшейся в Ленинграде выстав­ ке работ летней школы большое внимание привле­ кали к себе экспонаты школ совершивших дальние экскурсии. Грели таких шксл особенно выделялись две: 168 и 222 Ленинградские школы ІІ-й ступени. Обе они совершили летом 1924 г. продолжитель­ ные экскурсии по Карелии, Беломорвю и Мурман­ скому краю. Результатом этих экскурсий явились т е две, пожалуй ваиболее значительные на Е с е й выставке, витривы экспонатов, которые можно бы­ ло видеть в зале быв. городской думы. Напомним вкратце, что экскурсиями названных школ были собраны разнообразнейшие коллекции—минералоги­ ческие, ботанические и зоологические, сделана масса фотографических свимков в экскурсируемых местностях, доеольно хорошо выполненпы зари ­ совки и этюды в красках, написаны дневники и т. д. Все это, в целом, давало вастолько полвое представление об отдельных районах Карело-Мур­ манского края, что посетитель выставки мог легко неренестись в его действительную обстановку. Эти первые опьпы экскурсированпя по нашему краю заслуживают призвания чрезвычайно удач­ ных, интересных и имеющих большое культурио- Еоспитательвсе значение поездок. Приходится по­ желать только, чтобы в будущем, так хоре ню н а ­ чавшееся, экскурсионное посещение Карелии и Мурмаьа раквилгеь до размеров, вмюіш-х зна­ чение для всей страны. Ленинградские школы, как расположенные ближе всего к вашему краю, есте­ ственно оказались первыми, и, конечно, они об этом ни сколько не сожалеют. Школьные экскурсии в Карелию, в Поморье и ва Полярный круг, как уже мы сказали, имеют крупное культурко-Бііспвтателі ное и образователь­ ное значение. О роли экскурсий вообще в области школьной работы мы находим здесь излишним говорить, т. к. экскурсионное дело за последние годы получило всеобщее признание в педагогичес­ ком мире. Но д а іьь к е экскурсии, и притом в т а ­ кие интересные во всех отношениях райовы как Карелия, Лапландия, Myj май, являются незамени­ мым способом сочетания удовольствия с серіезной научной работой в руках школы. Тут сливаются е один педагогически высоко ценный комплекс: зна­ чительное путешествие, всегда сближающее людей и способствующее укреплению взаимного доверия и уЕажевия, своеобразная естественно историческая обстановка, оригинальное населегие и его хозяй­ ство, чрезвычайно красивые в художественном отно­ шении ландшафты и пр. Одним словом, экскурсии в ваш край но своим ценным результатам стоят так же высоко в ряду экскурсий по России, как поездки в Крым, на Кавказ, по Уралу и т. п* отличительным районам. Экскурсии в Карело-Мур­ манский край в соединении с экскурсиями в пе­ речисленные местности, составляют тот минималь­ ный круг экскурсий, который необходим всякому кулвтурному гражданину нашей страны. Поэтому, увеличение количества экскурсиру- ющих в Карелию и на Мурман школ в высшей степени желательно. И не только школ из ближай­ ших районов, как Ленинград, Новгород, Вологда, но из более отдаленных южных частей союза: Москвы, Поволжья, Украйвы, Белоруссии и т. д. Весьма желательно было бы, чтобы школьно экскур­ сионные органы Н. К. П. развернули это дело как можно шире. Й столь же полезным следует п ри ­ знать устройство школьных выставок, подобно упомянутой выше Ленинградской, где собирались бы те работы, какие выполняют учащиеся экскур­ санты. Школьные экскурсии в Карелию и Лапландию, построенные на ознакомлении с природой, культу­ рой и хозяйством края, призваны заменить те уве­ селительно-богомольные поездки учащихся в Со­ ловки, на Валаам и т. п. монастыри, которые так широко были распространены в русских школах в і :©революционное время. Эту іамену следует вся­ чески поощрять и приветствовать, т. к. она несет молодым экскурсантам гармоничное соч; тание при­ ятного с полезным, вкладывая в их развивающиеся натуры много такого, что в будущей жизни явится для них и полезно необходимым и радостно вспо­ минаемым. II Но не только в области школьно-воспитатель­ ной экскурсии в Карело-Мурманский Край имеют важнее значение. В этом крайнем северо-западном районе вашей страны каждый взрослый, особенно если он интересуется своей страной, найдет не мало любопытного и своеобразного, т. к. здесь он попадает в ездиу из многочисленных окраин С. С. С. Р., отличаюшуюся самобытной природой, населением и его хозяйством, нигде в другом месте не повторяющимися.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz