К вопросу о рыболовном спорте на Мурмане // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 3. - С. 13-14.
14 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНГКОГО КРАЯ. № 3. несет ему и материальные выгоды. Следовательно, рыболоіный спорт здесь, при наличии многих для него ценных об ектов, является в то же время ло некоторой степени делом предпринимательским, оправдывающим те или иные расходы и ті удности, понесенные л н.бителем-спортом» ном. Достаточно вспомнить ловлю на дорожку в реках Мурманской губ.. семі и пли трески и п и к ш и на Мурмане так называемым способом на „поддев" {„уде^ная"), заключающемся только и порывистом подергивании лесы около самого оеі e ra со шлюпки или судна. Выловит таыіч примитивным способом лова можно до 30 пудов трески и пикши. ОУединение нискольких „удебіциков' на еле или шняке дает уже большие результаты. Большой интерес и значение в данном случае представит ловля тресковых пород ра: лич ными сетям і и т. д.: в опытах которых так нужда ется наш мурманский промышленник. Морской зверобойный промысел (грешпдского тюленя, нерпы, зайца) также могут представить для спортсмена исключительный интерес, захваты вающее занятие, полное борьбы и преодоления всевозможных препятствий, закаляющих и укреп ляющих тело и дух среди обстановки приполярного Севера. Промысел пушного зверя в районе Мурманской жел. дор. в темных глухих „суземах" Карелии и Поморья или в тундрах необятной Лапландии, охота на «лисицу, - песца, облава на целые стаи волков и пр. представляют большой интерес. Таких возможностей много для развития спорта на протя жении Мурманской жел. дороги. Эту идею необходимо широко популяризировать повсюду среди спортивных организаций, необходимо созда ь в этом направлении ту маленькую ячейку, которая ваяла бы на себя инициативу в разра ботке и быстром продвижении затронутого вопроса В ЖИЗНЬ. Мурманский моряк. Сѵрова природа Карело-Мурманского края. Труд но бороться с ней человеку. Но все таки на боло тах выростают города, живой колонизационной осью работает железная дорога, долгие зимнее ночи уничтожаются нажимом рычага, зажигающего эле ктрические фонари. Материальная культура—дает много примеров. Но сам человек, побуждая природу, ставит себя в более узкие рамки. Он привыкает к теплу натоплеиного дома, замазанным и герметически з а купоренным окнам и дверям, снег, холодный се верный ветер, сырость начинают легче растраивать От редакции. Помещая, в дискуссионном порядке, настоящую статью редакция ожидает живого отклика, как со стороны школьных работников железнодорожных и территориальных школ Карелии и Мурмана, так и со стороны дорожных орга низаций по физкультуре. В его здоровье Но зато есть условия для того, чтобы этот хиленький, слабенький человек мог спокойно мыслить, изобретать, улучшать технико материаль ную культуру, развивающуюся рядом с „его лухов- нойа культурой Так думали до великого материа листического переворота 1917 г. Теперь уже сме шно думать о человеке иначе, как о частице природы и видеть в нем какой-то новый „духовный" элемент, отличный от вездесущей материи. Поэтому и са мое название материальная культура должна отпасть само собой, так к>к нет больше его антипода Выра стает новая физическая культура, требующая куль тивирования не только внешней природы, по и са мого человека, расценивающая взаимоотношения человека и природы, как функциональные и требу ющая кроме развития ума и изобретательности „духа“ еще и развития сильного, здорового, зака- ( ск'ру от нея проходит граница Карелии и Мурман- і губ. (около ст. Заіпеек), дальше на запад п (гра ничная линия идет п і южному берегу оз Имандра, и от него догосударственной финляндской границы. Таким образом, на севере АКССТ. доходит почти до 67,1 /а0 сев. широты. Белое море. Моторно парусная Шхуна ,,Ястреб" прнняла нас на свой борт в Кандалакшском заливе. Мы скоро на шли себе место у одного из бортов; команда в это вр«ыя усиленно готовились к отплытию, подогревали мотор, закрепляли снасти, чистили палубу. Шхуна построена за границей, имеет оюло 100 ф. длины, обладает 40 сильным керосиновым мотором и значи тельной парусностью н вмещает несколько тысяч пудов коммерческого груза. По середине ее высится штур вальная будка выкрашннная в белый цвет и составля ющая контраст к остальной, черной, окраске шхуны. Но корме—груды как-то-то груза, покрытого брезентом. В носовой части пом* щение для команды, туда, то и дело, исчезают и снова возвращаются матросы „Ястре ба*', такое же помещение для моіч.ра несколько позади штурвальной будки. В „машину1 так же поминутно скрі.іваются ма гросы. ІІаши наблюдения над происходящим вокруг, пре рываются отрывистыми, звенящими вспышками мотора, вслед за которым из иебольш .й трубы „Ястреба1 вы рвалось несколько клубов синего, с специфическим за пахом, дыма. Вслед за этими редкими па -па. мотор выбросил противнып синий дым, потом словно куда то заторопился, захлопал учащенно, по т.ут же. будто по пав на проторенную колем запыхтел размеренно и плавно’ Несколько раз за кормой вскипала вода, шхувт? начинала дрожать и снова все успокаивалось, и только мотор отмеривал свое размеренное па—па па... Мы тронулись в море, Кандалакша стала снижатся к гар низону. Стояло безветрие и паруса не поднимали. Один за другим уходят назад острова и мысы, их все меньше, а море становится шире. Прошли последний из островов Кандалакшской губы--Головин. Теперь мы как будто идем в проливе шириною в 10—12 верст. Еше доносятся изредка паровезные свистки из Канда лакши, они словно рассыиаются по прибрежным горам. Северный берег губы все время горист, местами хвой ный лес покрывает нагорья, иногда же они вылезают почти к самому морю совершенно лишенные леса, а в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz