К вопросу о рыболовном спорте на Мурмане // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 3. - С. 13-14.

14 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНГКОГО КРАЯ. № 3. несет ему и материальные выгоды. Следовательно, рыболоіный спорт здесь, при наличии многих для него ценных об ектов, является в то же время ло некоторой степени делом предпринимательским, оправдывающим те или иные расходы и ті удности, понесенные л н.бителем-спортом» ном. Достаточно вспомнить ловлю на дорожку в реках Мурманской губ.. семі и пли трески и п и к ш и на Мурмане так называемым способом на „поддев" {„уде^ная"), заключающемся только и порывистом подергивании лесы около самого оеі e ra со шлюпки или судна. Выловит таыіч примитивным способом лова можно до 30 пудов трески и пикши. ОУединение нискольких „удебіциков' на еле или шняке дает уже большие результаты. Большой интерес и значение в данном случае представит ловля тресковых пород ра: лич­ ными сетям і и т. д.: в опытах которых так нужда­ ется наш мурманский промышленник. Морской зверобойный промысел (грешпдского тюленя, нерпы, зайца) также могут представить для спортсмена исключительный интерес, захваты­ вающее занятие, полное борьбы и преодоления всевозможных препятствий, закаляющих и укреп­ ляющих тело и дух среди обстановки приполярного Севера. Промысел пушного зверя в районе Мурманской жел. дор. в темных глухих „суземах" Карелии и Поморья или в тундрах необятной Лапландии, охота на «лисицу, - песца, облава на целые стаи волков и пр. представляют большой интерес. Таких возможностей много для развития спорта на протя­ жении Мурманской жел. дороги. Эту идею необходимо широко популяризировать повсюду среди спортивных организаций, необходимо созда ь в этом направлении ту маленькую ячейку, которая ваяла бы на себя инициативу в разра­ ботке и быстром продвижении затронутого вопроса В ЖИЗНЬ. Мурманский моряк. Сѵрова природа Карело-Мурманского края. Труд­ но бороться с ней человеку. Но все таки на боло­ тах выростают города, живой колонизационной осью работает железная дорога, долгие зимнее ночи уничтожаются нажимом рычага, зажигающего эле­ ктрические фонари. Материальная культура—дает много примеров. Но сам человек, побуждая природу, ставит себя в более узкие рамки. Он привыкает к теплу натоплеиного дома, замазанным и герметически з а ­ купоренным окнам и дверям, снег, холодный се­ верный ветер, сырость начинают легче растраивать От редакции. Помещая, в дискуссионном порядке, настоящую статью редакция ожидает живого отклика, как со стороны школьных работников железнодорожных и территориальных школ Карелии и Мурмана, так и со стороны дорожных орга­ низаций по физкультуре. В его здоровье Но зато есть условия для того, чтобы этот хиленький, слабенький человек мог спокойно мыслить, изобретать, улучшать технико материаль­ ную культуру, развивающуюся рядом с „его лухов- нойа культурой Так думали до великого материа­ листического переворота 1917 г. Теперь уже сме­ шно думать о человеке иначе, как о частице природы и видеть в нем какой-то новый „духовный" элемент, отличный от вездесущей материи. Поэтому и са­ мое название материальная культура должна отпасть само собой, так к>к нет больше его антипода Выра­ стает новая физическая культура, требующая куль­ тивирования не только внешней природы, по и са­ мого человека, расценивающая взаимоотношения человека и природы, как функциональные и требу­ ющая кроме развития ума и изобретательности „духа“ еще и развития сильного, здорового, зака- ( ск'ру от нея проходит граница Карелии и Мурман- і губ. (около ст. Заіпеек), дальше на запад п (гра­ ничная линия идет п і южному берегу оз Имандра, и от него догосударственной финляндской границы. Таким образом, на севере АКССТ. доходит почти до 67,1 /а0 сев. широты. Белое море. Моторно парусная Шхуна ,,Ястреб" прнняла нас на свой борт в Кандалакшском заливе. Мы скоро на­ шли себе место у одного из бортов; команда в это вр«ыя усиленно готовились к отплытию, подогревали мотор, закрепляли снасти, чистили палубу. Шхуна построена за границей, имеет оюло 100 ф. длины, обладает 40 сильным керосиновым мотором и значи­ тельной парусностью н вмещает несколько тысяч пудов коммерческого груза. По середине ее высится штур­ вальная будка выкрашннная в белый цвет и составля­ ющая контраст к остальной, черной, окраске шхуны. Но корме—груды как-то-то груза, покрытого брезентом. В носовой части пом* щение для команды, туда, то и дело, исчезают и снова возвращаются матросы „Ястре­ ба*', такое же помещение для моіч.ра несколько позади штурвальной будки. В „машину1 так же поминутно скрі.іваются ма гросы. ІІаши наблюдения над происходящим вокруг, пре­ рываются отрывистыми, звенящими вспышками мотора, вслед за которым из иебольш .й трубы „Ястреба1 вы­ рвалось несколько клубов синего, с специфическим за­ пахом, дыма. Вслед за этими редкими па -па. мотор выбросил противнып синий дым, потом словно куда то заторопился, захлопал учащенно, по т.ут же. будто по­ пав на проторенную колем запыхтел размеренно и плавно’ Несколько раз за кормой вскипала вода, шхувт? начинала дрожать и снова все успокаивалось, и только мотор отмеривал свое размеренное па—па па... Мы тронулись в море, Кандалакша стала снижатся к гар­ низону. Стояло безветрие и паруса не поднимали. Один за другим уходят назад острова и мысы, их все меньше, а море становится шире. Прошли последний из островов Кандалакшской губы--Головин. Теперь мы как будто идем в проливе шириною в 10—12 верст. Еше доносятся изредка паровезные свистки из Канда­ лакши, они словно рассыиаются по прибрежным горам. Северный берег губы все время горист, местами хвой­ ный лес покрывает нагорья, иногда же они вылезают почти к самому морю совершенно лишенные леса, а в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz