По Карелии : (из записок экскурсанта) : Кандалакша // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 3. – С. 12-14.
№ 3. ВЕСТНИК KAPEJIO МУРМАНСКОГО КРАЯ. 15 ленного тела. Тело—функция природы—среды, тела—творцы „духа“. И вот чем суровее природа, тем больше внима ния должно уделить физическому воспитанию. Тем строже, закаленнее и выдержаннее должна быть фи зическая, пролетарская культура Реформа общества тем сильнее должна отразиться па реформе жизни, чем строже и суровее условия природной обста новки. „Только все 24 часа", как говорит д р Рад"ни, Комздрав Семашко, „физической культуры помоіут нам вывести из состояния физической уб -гости лишенного света и тепла северянина". Прежде всего при распрострапении знаний о физической куль туре придется обратиться к школам и школам не только в городе, но и в деревне. Время пропаганды физического воспитания и его необходимости, время, когда работали исключи тельно эмиссары оздоровлена жизни,- минуло. Всем хорошо известно, что городская культура ря дом с удобствами и быстротой для развития и роста социального организма не только изнеживает, по и прямо разрушает здоровье каждого человека в отдельности, тем подтачивая и силу, и работоспо собность общества. Известно также, что чем мо ложе организм человека, тем глубже изменения захватывающие его, тем в более серьезные формы, следовательно, могут вылиться болезни, идущие по следам профессионализма и самозащиты—обычных спутников социальной культуры. Условия школьных занятий и обстановки ставят д /гей именно в и »ло- жение профессиональной позы и к тому же в один из наиболее отрицательных видов профпозы - с и денье и в условия учкоіі специализации—работы нервной системы и ограниченного числа групп мышц в течение долгих часов, лишая широкого, раз ностороннего движения. Между тем потребность г, движении у детей гораздо больше, чем у взрослых и представляет для них предмет первой и крайней необходимости, стоящий на ряду с пищей, светом и воздухом. Всякое ограничение движения особенно в форме долгого пребывания в неподвижном си- деньи не остается для ребенка бе {наказанным Все это постоянно повторяется, когда говорят о физи- некотопых ущельях еще белеет снег. Ми едем в Умбу поэтому вое время держимся северного берега, а на юге земля отходит все дальше к дальше, вот она пре врати іаеь только в полоску на горизонте! Мы понемногу осваиваемся со шхуней, заходим в шшчцение для команды, оаглядывіем в „наш іну*1. С некоторыми из матросов налаживается ра «гонор. Невысокое белое соляне медленно движется по небу, будто высматривая в ущельях спрятавшиеня там пятна снега Если повернуться к солнцу но подставить лицо его лучам то чувствуется его жаркое июльское дыхание, во обычно день вовсе не кажется жарким. Мы идем идем на отливной волне и к началу прилива должны быть в Умое, поэтому нага „Ястреб14 потарааливіеіся Мотор неуставая пыхтит вспышками синего разсыііі- ющегося дыма, команда занята своими делами и мы представлены самим себе. Каждому хочется запечатлеть эту поездку по Келлму морю, держим на готово фото графический аппарат, но как на зло нечего не попа дается на пути. Только редкие чайки пересекают нашу дорогу перелетая с берега в море и назад. Матрос проходивший по палубе остановился и по казав рукой на юго восток обратил наше ваимание. ческом воспитании городских детей —школьников, но когда дело касается деревни, возникает вопрос: нужна ли гимнастика, как сред-тво укрепления здо ровья для деревенских д. те и? И далеко не всегда ответ бывает утвердительный. А должен быть толь ко таковым. Ведь именно в деревне созданием шко лы, мы делаем первые шаги по пути к городской культуре. В школе же наиболее ясно выражении, все отрицательные стороны последней, факторы расстраивающие здоробье детей. 1онорят, что го род.-кие: д е т лишены движения на воздухе, сель ские же имеют возможность восстановить недоста ток движения сейчас же по выходе из школы. Это верно, хотя не в егда, так как, многие дети но вы ходе из школы отправляются в душную избу и либо просто сидят там (тн 1 домоседов), либо учатся и чшаюг (такие особенно нуждаются ь укреплении йд- ровья) либо их родители застав иппг сидеть д >ма, учиться или помогать в работе. Наконец лишь не большая группочка піиболее сильных, здоровых детей побеждает все условия и вырывается на улицу, з і что часто расплачивается вечером после возвра щения со своих игр и прогулок. Нот как должна была бы рисоваться потная картина жизни сель ского ребенка, в отношении „и збыткасвободно го движения. Но д ‘ло со влиянием школы на организм ре бенка обстоит так, что если мы даже согласимся, что свободные игр достаточно, то мы должны ска зать что их недостаточно для восстановления или поддержания здоровья. Во время игры мы устраняем условия нарушения здоровья, но оказывается, что э ■ II условия I роникли гораздо глубже. Вследствие про то тжительности сиденья со впалой грудью и круглой спиной мы расслабили им спины и живота, отучили от дых шин и уже недостаточно одного устранения иовредиыпе о условия, а необходимо создать новые условия, которые явились бы про тивовесом первых: необходимо ввести ряд упраж нений местного характера, гимнастнче чих упраж нений укрепляющих главным образом те мяшше шые группы, которые особенно пострадали при сидячей работе. И наша нравственная обязанность дать Пат море плескается; тут глубоко, самое глубокое место в маре. Сколько не пробуй ді.а не достанешь. Хотел еще что то об'яснить, но его позвали и не докончим, бородач отправился на ют. Мы справились по карт**, глубина этого района Белого моря не пре вышает 300 метров. Стрічиые люди эти матросы, у каждого из них есть свое море и обязательно в огом море имеются какие нибудь диковинки! Г» per куда то ушет, а вместо пего острова и за ливы, мы приближаемся к Умбе. Зі^сь >ольше стило попасться чаек, и несколько раз наша шѵуна обогнала кута, то спешащие карбасы Соінце перешло на запад и нак.ь н 'Л"сь над морвм, теперь оно светит нам в спину, и в луч іх его расплавленным металлом пере- линанося водны идущие от „Ястреба". Сейчас кончится наіін м іле іькая п редка по Белому морю. Получая паа у з і проезд капитан пожалел, чю мы не можем верн.ть' я с ним.И прощаясь бросил нам всіед пригла шение зайти к нему, когда будем в Кандалакше. А М.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz