По Карелии : (из записок экскурсанта) : Кандалакша // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 3. – С. 12-14.

№ 3. ВЕСТНИК KAPEJIO МУРМАНСКОГО КРАЯ. 15 ленного тела. Тело—функция природы—среды, тела—творцы „духа“. И вот чем суровее природа, тем больше внима­ ния должно уделить физическому воспитанию. Тем строже, закаленнее и выдержаннее должна быть фи­ зическая, пролетарская культура Реформа общества тем сильнее должна отразиться па реформе жизни, чем строже и суровее условия природной обста­ новки. „Только все 24 часа", как говорит д р Рад"ни, Комздрав Семашко, „физической культуры помоіут нам вывести из состояния физической уб -гости лишенного света и тепла северянина". Прежде всего при распрострапении знаний о физической куль­ туре придется обратиться к школам и школам не только в городе, но и в деревне. Время пропаганды физического воспитания и его необходимости, время, когда работали исключи­ тельно эмиссары оздоровлена жизни,- минуло. Всем хорошо известно, что городская культура ря­ дом с удобствами и быстротой для развития и роста социального организма не только изнеживает, по и прямо разрушает здоровье каждого человека в отдельности, тем подтачивая и силу, и работоспо­ собность общества. Известно также, что чем мо­ ложе организм человека, тем глубже изменения захватывающие его, тем в более серьезные формы, следовательно, могут вылиться болезни, идущие по следам профессионализма и самозащиты—обычных спутников социальной культуры. Условия школьных занятий и обстановки ставят д /гей именно в и »ло- жение профессиональной позы и к тому же в один из наиболее отрицательных видов профпозы - с и ­ денье и в условия учкоіі специализации—работы нервной системы и ограниченного числа групп мышц в течение долгих часов, лишая широкого, раз­ ностороннего движения. Между тем потребность г, движении у детей гораздо больше, чем у взрослых и представляет для них предмет первой и крайней необходимости, стоящий на ряду с пищей, светом и воздухом. Всякое ограничение движения особенно в форме долгого пребывания в неподвижном си- деньи не остается для ребенка бе {наказанным Все это постоянно повторяется, когда говорят о физи- некотопых ущельях еще белеет снег. Ми едем в Умбу поэтому вое время держимся северного берега, а на юге земля отходит все дальше к дальше, вот она пре­ врати іаеь только в полоску на горизонте! Мы понемногу осваиваемся со шхуней, заходим в шшчцение для команды, оаглядывіем в „наш іну*1. С некоторыми из матросов налаживается ра «гонор. Невысокое белое соляне медленно движется по небу, будто высматривая в ущельях спрятавшиеня там пятна снега Если повернуться к солнцу но подставить лицо его лучам то чувствуется его жаркое июльское дыхание, во обычно день вовсе не кажется жарким. Мы идем идем на отливной волне и к началу прилива должны быть в Умое, поэтому нага „Ястреб14 потарааливіеіся Мотор неуставая пыхтит вспышками синего разсыііі- ющегося дыма, команда занята своими делами и мы представлены самим себе. Каждому хочется запечатлеть эту поездку по Келлму морю, держим на готово фото­ графический аппарат, но как на зло нечего не попа­ дается на пути. Только редкие чайки пересекают нашу дорогу перелетая с берега в море и назад. Матрос проходивший по палубе остановился и по­ казав рукой на юго восток обратил наше ваимание. ческом воспитании городских детей —школьников, но когда дело касается деревни, возникает вопрос: нужна ли гимнастика, как сред-тво укрепления здо­ ровья для деревенских д. те и? И далеко не всегда ответ бывает утвердительный. А должен быть толь­ ко таковым. Ведь именно в деревне созданием шко­ лы, мы делаем первые шаги по пути к городской культуре. В школе же наиболее ясно выражении, все отрицательные стороны последней, факторы расстраивающие здоробье детей. 1онорят, что го­ род.-кие: д е т лишены движения на воздухе, сель­ ские же имеют возможность восстановить недоста­ ток движения сейчас же по выходе из школы. Это верно, хотя не в егда, так как, многие дети но вы­ ходе из школы отправляются в душную избу и либо просто сидят там (тн 1 домоседов), либо учатся и чшаюг (такие особенно нуждаются ь укреплении йд- ровья) либо их родители застав иппг сидеть д >ма, учиться или помогать в работе. Наконец лишь не­ большая группочка піиболее сильных, здоровых детей побеждает все условия и вырывается на улицу, з і что часто расплачивается вечером после возвра­ щения со своих игр и прогулок. Нот как должна была бы рисоваться потная картина жизни сель­ ского ребенка, в отношении „и збыткасвободно го движения. Но д ‘ло со влиянием школы на организм ре­ бенка обстоит так, что если мы даже согласимся, что свободные игр достаточно, то мы должны ска ­ зать что их недостаточно для восстановления или поддержания здоровья. Во время игры мы устраняем условия нарушения здоровья, но оказывается, что э ■ II условия I роникли гораздо глубже. Вследствие про то тжительности сиденья со впалой грудью и круглой спиной мы расслабили им спины и живота, отучили от дых шин и уже недостаточно одного устранения иовредиыпе о условия, а необходимо создать новые условия, которые явились бы про­ тивовесом первых: необходимо ввести ряд упраж­ нений местного характера, гимнастнче чих упраж­ нений укрепляющих главным образом те мяшше шые группы, которые особенно пострадали при сидячей работе. И наша нравственная обязанность дать Пат море плескается; тут глубоко, самое глубокое место в маре. Сколько не пробуй ді.а не достанешь. Хотел еще что то об'яснить, но его позвали и не докончим, бородач отправился на ют. Мы справились по карт**, глубина этого района Белого моря не пре­ вышает 300 метров. Стрічиые люди эти матросы, у каждого из них есть свое море и обязательно в огом море имеются какие нибудь диковинки! Г» per куда то ушет, а вместо пего острова и за­ ливы, мы приближаемся к Умбе. Зі^сь >ольше стило попасться чаек, и несколько раз наша шѵуна обогнала кута, то спешащие карбасы Соінце перешло на запад и нак.ь н 'Л"сь над морвм, теперь оно светит нам в спину, и в луч іх его расплавленным металлом пере- линанося водны идущие от „Ястреба". Сейчас кончится наіін м іле іькая п редка по Белому морю. Получая паа у з і проезд капитан пожалел, чю мы не можем верн.ть' я с ним.И прощаясь бросил нам всіед пригла­ шение зайти к нему, когда будем в Кандалакше. А М.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz