Шагин. По новым путям: экскурсии по минеральным источникам // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 19. – С. 14-16 ; № 20/21. – С. 11-17.
№ 19. ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 15 ске и озаглавить так: „от вагона—теплушки до теплой гостинницы“. А отсюда легко будет перей ти и к идее жилищной кооперации. В процессе выяснения роли Мурманской дороги в качестве транзитного фактора придется отметить характер прошедших по ней грузов с конца 1916 года и в начале 1917 года: пушки, аэропланы, снаряды, пулеметы...—все импорт. Экспорт—людской инвентарь, иногда с срочным возвратом калек. С конца 1917 до середины 1918 г. ни импорти ровать, ни экспортировать было не кому. Со второй половины 1918 г., по 20 февраля 1920 года импорт не много менее двунадесяти интервенских языков. С конца 1920 и в 1921—23 г.г. для целей са- мопропитания импорт угля. С конпа сентября я по декабрь включительно импорт: Хлопка 3805 тонн. Угля 1847 Сельдей4634 „ Риса 2000 „ Сахара 1505 и 57 тоне генерального груза, из .которого чай составлял 243 4 тонн. ѵ В январе, феврале, мае, июне, июле 1924 года дорога экспортировала 2688 вагонов различных зерновых культур (пшеницу, рожь, овес, вику, че чевицу, гречиху, горох и т. п.). З а конец операционного 24 года по 10 февраля 1925 г. грузооборот дороги достигает 60.000 тонн, в число которых входит 309 тонн разаичных ма шин и металлов (алюминий), главный же импорт был 33000 тонн сельдей, 20000 тонн хлопка, осталь ное: селитра, чай, горчица, рис и генеральный груз. Стараясь определить место Мурманского порта (и стало-быть, и дороги) по ввозу товаров в СССР, увидим, что участие порта во внешней торговле СССР больше 10% по количеству и более 15% стоимости всех ввезенных грузов в Республику Советово. Более подробные цифры по грузообороту см. в крайне интересной статье Н. Кашменекого „Мурманский порт“ Вестник Карело-Мурманского Кр ая № 11 19Й5 г. Не может ускользнуть от внимания и то об стоятельств, что хлопок составляет важнейший предмет грузовых предвижений дороги. И не даром в клубной живой газете „Мурман ский гудок4' на вопрос: „как мы крепим смычку с деревней"?—хор сотрудников железнодорожников отвечает такими самодельными стихами: В год восьмой революционный Мы к крестьянину пойдем И хлопок, в ткань превращенный, К нашим селам подвезем. Однако, только транзитной работой Мурманская ж. д. удовлетвориться не может. Экскурсанту необходимо понять ее роль в к а честве пионера, застрельщика в деле оживления Мѵрмыно-Карельского края, создания в нем произ водственно-хозяйственных центров, предоставления промысловых и фабрично-заводских заработков для местного населения и, наконец, увеличение этого населения путем колонизационных мероприятий. А все это, вместе взятое, можно будет осуще ствить лишь при одном условии: тщательного ис следования и научения местных особенностей края. Это изучение и исследование началось сразу-же после освобождения края от интервенции. Один, сам по себе, этот сро# говорит о том, что творче ская энергия Республики неисчерпаема. В этом отношении необходимо вспомнить ряд научных экспедиций, которые проводили научное исследование территории Мурманской ж. д. и т я го теющих, к нему районов. Экспедиции*) ставили себе целью изучить район : 1) Со стороны естественно-исторической (глав ным образом почвы и растительности). 2) Со стороны социально-экомической-характер, и движение населения, хозяйство и промыслы, сло жившиеся в результате последних военных и р е волюционные лет, экономическая обстановка и со циально-экономические отношения и, наконец, ис тория и положение кооперации. Экскурсанту глав ным образом из-за недостатка времени трудно с о вершить полностью экскурсию на тему „По следам Мурманских экспедиций", но все же, даже и в т е чении короткого его пребывания в отдельных пунк тах Мурманской ж. д., перед ним развернется не мало экскурсионных об‘е к т о в—следов союза труда и науки.—Невозможно миновать, например, опытно- показательную сельско-хозяйственную станцию в Хи бинах, которая подвергла посадочному испытанию 16 сортов семян культурных растений как рус ских, так и иностранных: из Норвегии, Финлян дии, Аляски и т. д. Экскурсия на эту станцию сначала удивит, а Затем и убедит каждого, что и за полярным кру гом не только возможно взращивание отдельных огородных и луговых растений, но что пои умелом подходе к посевному делу колонист полярной ч а сти Мурманского края может быть , обеспечен про израстанием зерновых культур для использования их в качестве кормовой зелени. Оа может высеять овес (тулановский), овсы Норвежские (Nidar и Теппа), Норвежские ячмени, Тулановский горох. Из огородных культур колонист может разво дить несколько сортов капусты, дающей хорошие кочны, например, копенгагенская капуста; с успе хом растет цветная капуста, капуста кольраби. Кар тофель и репа уж давно в о ш л и в обиход местного населения. На станции вызревает морковь, петрушка свек ла, лук, редис, цикорий и др. виды огородных растений. Из непосредственно кормовых трав можно д о биться выращивания клевера, тимофеевки, вики. Истекшим летом станция имела созревшую зем лянику, малину, черную смородину. Вслед за словами одного приехавшего на з а р а боток старика-рабочего, попавшего на хибинскую станцию, экскурсант может сказать: „Дайте поси деть около цветов—они мне напоминают о моем родном к р а е “. Посидит он на Хибинской станции и не захо чет оторвать глаз o r анютиных глазок, ноготков, львинаго зева, резеды, мака, милых вісильков.... А кому посчастливится попасть на Умбу, тай, около домика одного из жителей, он найдет на ряду с рябиной, березой, черемухой, смородиной, *) См. статью профессора Н. И. Прохорова „Мурм ан ска я агрономическая экспедиция" в Ж у р н а л е С ельское хо зяй ство и пути сообщения Л» 6 —8. 1923 Цагру Н К П С “. См. здесь-ж е ст. М. В. П о м еран ц ева „ К а н д а л а кш с к и й—Т е р ский берег, и последующие стран и цы с 102 по 108 вкл. В том же ж урн але Л» 4 - 5 1 9 2 2—£3 г. см. зам етк у Э к с п е диция в русскую Л ап л ан дию .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz