Шагин. По новым путям: экскурсии по минеральным источникам // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 19. – С. 14-16 ; № 20/21. – С. 11-17.
14 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. Лг 19. По н о вым п у т я „А когда все будет окончено, когда на бере гу Ледовитого океана засвистит, наконец, пер вый паровоз, тогда Россия будет вправе заявить, что ею исполнена еще раз работа титанов" Такими словами Елиятельвая английская газета „Таймс"*) приветствовала начало изумительной по трудности постройки Мурманской железной дороги. Похвала, шла, что называется от чистого сердца. Каждая строчка дышала чуть-ли ни умилением, но вот беда: кое-что проглядывало и между строк и это гкое-что “ звучало так: „чудесно, чудесно, ведь, первый же ваш пароход повезет с наших кораблей вами же заказанные военные припасы; да будет же и впредь ненарушимо наше империалистическое соглашение". И в угоду войне, в угоду политике хищников началась беспримерная по тяжести че ловеческого труда, без всякого учета воможностей / ародного хозяйства, постройка дороги. То извиваясь, то прямиком 'потянулись сталь ные полосы, и зазвучал над ними с большей, чем когда-либо, силой и мукой Некрасовский стих. ■/ „Прямо дороженька; насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты... а по бокам то все косточки рус ские .....“ Словно эхо застонали в ответ им и, застонав, ^ полегли косточки дагестанцев, финов, татар, чехов, венгерцев, армян, немцев, черкесов, китайцев. Начатая в июне 1915 года, ф а к т и ч е с к и по стройка дороги 3 ноября 1916 года завершилась ѵ укладкой сквозного рельсового пути от Петрозавод ска до залива Северного Ледовитого океана (987 в.). То, чего десятилетьями нельзя было добиться от царского правительстьа для поднятия произво дительных сил и оживления заброшенного края, стало возможным и было осуществлено им в целях военного замысла. Все это нужно вспомнить каждому, кто н а правляется по линии теперешней Мурманской ж. д. для ознакомления с Карело-Мурманским краем. А это ознакомление приведет каждого вот к к а кому выводу: задуманная царской Россией для це лей стратегических, дорога властью Советов стала опорой для экономического пробуждения и ожив ления дикого и пустынного края, открыла исключи тельные возможности использования его произво дительных сил и богатств. Вопреки всяким предсказаниям неудач, дорога окрепла и всем своим существом доказала, как ошибочно было мнение тех, кто даже после Ок тябрьской революции старался свести ее значение лишь до роли сторожевого поста или времянки. Велик ли срок нормального существования до роги? И не свежи разве еще в памяти вторжения сюда „союзнических" войск или белофинов „заво евателей"? **).; Ведь, и по-сейчас сохранились еще кое-где щиты- надписи, свидетельствующие о том, что вот здесь, в этом бараке, стояли английские войска, в этом итальянские... Эти вещественные памятники мо гу т " служить великолепным материалом для специальной экскур сии на тему „но следам интервенции", а вамогиль- *) В номере от 14 октября ]915 г. **) 22 ф евраля 1925 г. край справлял п я ти л ет и е со дня во ег о осво бож дени я ст ан гло-ф ранцузской акк у п ац и и . См тат ьи в В естн и ке Карелс-Мурм. К р а я 20[!І 25 г. ,Ѵ 6. вые надписи иностранного кладбища в Мурманске долго еще будут напоминать нам о том тяжелом для Республики времени, когда войска англичан, сербов, итальянцев, французов и американцев в содружестве с знаменитым „Краевым Правитель ством" чинили свою волю на аашем Севере. Ведь, еще только пять лет минуло с тех пор, как последние остатки интервентов были сброшены в море, еще только два года прошло с тех пор, как наступил определенный перелом в борьбе с хозяй ственной разрухой на дороге, а уже теперь пре небрежительная „Мурманка" заменилась твердым и отчетливым „Мурманская ж. д.“ Ее колеи вреза лись в Мурманский, круглый год незамерзающий, порт. Об‘единевный с дорогой порт крепнет. Глубо ководный, расположенный на океанском пути миро вого значения, самый близкий к Соединенным шта там Америки, Канаде, Северной Великобритании и Норвегии, Мурманский порт является великолеп ным сб'ектом политико-экономической и физико- географической экскурсии. Упорный, напряженный и сознательный труд человека пионера чуется все больше и больше, чем дальше на север убегает стальная колея. Поездка по путям дороги преврь щается в об следовательскую, а порой типически исследователь скую экскурсию на тему: „возникновение и рост новых поселений". В этом отношении очень мноіт» даст экскурсия по Медвежей горе и по Мурманску. Легко будет уяснить причины и характер этих вновь выросших поселений, их глубокое жизненное значение, их своеобразие, *которое неизбежно приведет экскур санта к целому ряду выводов ' о роли и значении новых культурных ростков в недавно забытом крае. Борьба возникающего нового города молодого (Медвежья Гора) с городом старым особо хорошо почувствуется экскурсантом, когда ему удастся /заглянуть в г. Повенец. (В 18 верстах от станции; ѵ как поселение, он существовал еще при Грозном). Сравнение Повенца с зарождающимся городком Медвежьей Горы сразу же обнаружит всю силу ѵ революционизирующего значения железной дороги, во весь свой рост покажет ее, как фактор глубо кого экономического порядка. Не менее интересным будет сравнение Мурман ска с Александровском Каждому экскурсанту станет ясным, что Мур манск—это город будущего. Город—порт и не беда, J что он город заполярного круга. РІеладно скроен он, зато крепко сшит. И чудится, что очень не далеко то время, когда ему будет в пору заправ ский костюм коммерсанта американского покроя. И тогда-то,—более чем когда-либо, стушуется перед ним и без того забитый сосед —г. Александ- ровск—убогое детище убогой бюрократической мысли дореволюционной России. На пути знакомства с возникновением новых поселений—городов экскурсант встретится и с теми „поселениями", которые являются последними неизбежными отголосками строительного периода, и первых лет всеобщей разрухи—это с вагонами— жилищами. Опять прекрасный экскурсионный ма териал на доподлинно социально бытовую тему! Ее особенно хорошо можно проследить в М урман-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz