По Мурману: из дневника // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 20/21. - С. 11-16, 18.
№ 2 0 - 2 1 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 15 тельность солнечного сияния, сооружает ме теорологические станции. Экскурсант дол жен побывать хотя бы н а ,одной такой с тан ции, а Мурманская дорога успела соорудить их уже шесть. Правда, они не блещут оборудованием, но лиха- беда начало.—Научные наблюдения ■ сделают свое дело. Для чего же понадобилось Мурманской .жел. дороге открывать метеорологические станции? Ответ на этот вопрос дадут железные до роги Забайкальской и Амурской областей, пренебрежение которых к'запросам климати ческого и метеорологического характера по вело к тому, что огромные Читинские же лезнодорожные мастерские, построенные на вечной мерзлоте, поползли и стали разру шаться. Отсюда-то и легко понять практи ческую важность для дороги существования метеорологических наблюдений. - -Необходимо исследовать движение и действие туманов, — Ведь это они портят изоляцию прово дов. Нельзя же не знать действие и характер почвенных вод, мерзлоты почвы -все это не знание может- повторить историю с Читин скими .мастерскими. Пора начать изучение магнитных токов, нарушающих передачу по проводам. Надо определить характер поверхностного стока в бассейнах главнейших рек, пересекающих Мурманскую жел. дорогу, иначе получится то, что было иг Забайкальской жел. дороге, построечники которой не учли опасности летних ливней, от чего летом 1897 года тины, грандиозность которой подавляла, ошеломляла и превращала нас в безсловесные существа. Где взять те слова, которые смогут передать эти краски, эту прозрачность, этот воздух. Нет, таких слов, вег и не может быть........ Возвращались мы круговым путем, сначала вдоль об рыва. затем поперек острова к югу. Вот показалась вдали полоска красноватых скал ма терика, вот промелькнула узенькая полоска пролива, ско ро обратившаяся в широкую и спокойную ленту зер кальной воды. Мы начали спускаться, снова перебираясь с уступа на уступ. Слева вынырнула Могильная бухта с крошеч- -выми домиками колонии.... Когда ми подходили к школе, было уже поздно. Ко лония спала, спаю и море. Только чайки с криками но сились бзід и вперед, отыскивая добычу среди обна^ жившихся с отливом камней, покрытых бурыми водо рослями. IV За три недели, проведенные нами на Кильдине, мы j исходили его вдоль и поперек; два раза совершали да- дорога была размыта на протяжении 148 в., выступили реки, причинив убыток в 1.275.000 рублей*). Приходится знать колебание температуры воздуха для. принятия соответствующих мер при перевозке скоропортящихся грузов. Не после определения на глаз, а после точного метеорологического исследования климата и почв может дорога приступить к постройке той или иной санатории. Продумав все эти вопросы, экскурсант ясно пойдет цель существования ж. д. ме теорологических станций, а посетив хоть одну из них, будет иметь конкретное пред ставление о метеорологических явлениях и наблюдениях и очень частом непосредствен ном их влиянии (метелей, ливней, гололедиц и пр.) на строительные, эксплоатационные и подсобные транспортные мероприятия. А п о н я е , он проникнется уважением к “метео рологическому в е д е р к у с к р омн ом у снегомеру и% ко всему тому, что являе тся орудием производства науки. ♦ Не трудно будет осознать ему и всю ог ромную ценность практических климатоло гических выводов для самого важного, с а мого ценного, что есть на земле—-для чело веческого существования. А отсюда экскурсант подойдет к исклю чительной и, в сущности, единственной теме Карело-Мурманского края, к вопросу о его колонизации. Это богатейшая и, более того, всеоб‘ем- лющая экскурсионная тема, это * то, что в науке принято называть синтезом. *) См, кр ай н е и н тер есн ую статью К. М. Михеева Метеорэло гия на т р ан сп о р те в брошюре „ О р г ан и зац и я-защ и ты путей c o o l щ ения" изд. Ц агру НК ІІС , Москва, 1922 г. же двухдневные экскурсии, с ночевкой на лоне приро ды. Одна из них особенно нам понравилась, понрави лась настолько, что до сих пор я вспоминал о ней, как о чем-то чрезвычайно приятном. Вышли мы из колонии утром и со свежими силами доб рались снова до северного обрыва. Здесь снова мы дол го сидели, наслаждаясь картиной океанского простора, на этот раз ревевшего и бушевавшего, всего покрыто го белыми барашками. Был шторм, по он затихал, и потому прогулка наша не сопровождалась ни дождем, ни холодным ветром, два дня до этого прикрепившими нас к школе, где мы не щадно мерзли и скучали. Великолепен океан во время бури, особенно когда наблюдаешь его со стороны, не с судна., которое броса ет, как шепку, а с твердой почвы. Вал за ваюм бегут и обрушиваются на берег, рас сыпаясь в белую пену, сотрясая землю и производя гро хот и шум. Вот бежит огромная волна, она вся в пене и гребень ее вот—вот обрушится, но нет: она добегает до берега и, точно с яростью, бросается на него, раз летаясь тысячами брызг. Не успела она исчезнуть, как новая, еще большая, с новой энергией бросается на бе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz