По Лапландии: из записок экскурсанта: у Тундры, Имандра // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 6. - С. 10-12.
№ б. ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. 11 развития, и во второй половине августа можно быть свидетелем осенних мотивов в природе. Экскурсантам, отправляющимся сюда в это время года, необходимо брать с собою сетки для защиты лица, шеи и головы от комаров и мошки. Маршрут экскурсии по Карелии: Ленинград- Петрозаводск на пароходе 2 суток (время везде указано только то, какое нужно для переезда), Петрозаводск—Повенец;—М. Гора на пароходе 1 сут ки, М. Гора—Надвойцы (> час. жел. дор., Надвойцы —Сорока 5 час. ж .д ., Сорока—Кемь 1 Ч-і час. ж. д., Кемь—ст. Кивач 13 час. ж. д., ст. Кивач—водопад Кивач и обратно 1 сутки пешком или на лодке, ст. Кивач—ст. о ваика <ІЗолховстрои) 15 час., ст. Званка—Ленинград 4 час. Итого в пути около і> суток. Остановки займут времени в зависимости от желания, но они могут быть легко уложены в 7 сут. к,—таким образом на всю экскурсию по этому маршруту потребуется около 13 суток, при нимая за начальный пункт Ленинград. Выпол нение этого маршрута можно начать с Волховстрол тогда возвращаться придется на пароходе. Маршрут экскурсии но Карелии и Мурману: До Кемп, так же как и в предшествующем маршруте, 3 ‘І2 суток, Кемь—Кандалакша 15 час. ж. д., Канда лакша—Хибины 3 час. ж. д.. Хибины—Мурманск (Кола) 0 час, ж. д., Мурманск—Александровой 4 ч. пароходом или ботом, Александрова*--остр. Киль- Почвы Восточ Настоящая статья имеет своею целыо дать общую характеристику почв, встречающихся на Мур манском побережьи. Следует, однако, сразу-же оговориться, что обсле дованию и изучению подверглись почвы только двух районов: окрестностей Териберки и о-ва Кнльдина, так что о какой-либо исчерпывающей картине по чвенного покрова указанного края говорить не при ходится. Тем не менее последнее обстоятельство совер- вают отвозить выбрасываемый из пароходов груз. Скла ды уже переполвены и около них выросли огромвые груды хлопковых кип, тысячи бочек сельдей установ ленных правильными рядами, с каждым днем эти запа сы на пристани растут. Железная дорога не может справится с вывозом их, хотя говорят, .что яначитель- вую вину в образовании товарных залежей в Мурман ском порту, несут и те учреждения которые привозят заграничные товары: не проявляют достаточной распо- рядительвости. Территория эгой пристаии весьма об ширна, она обслуживается несколькими железнодорож* ныма путями, проложенными вдоль ее. Вывозит гру женые и подает порожние ваговы маневровый паровоз „американка", один из ветеранов Мурманской дороги. Эти паровозы оригинальной конструкции, сравнительно небольших размеров, и очевидно не отличающиеся боль шими тяговыми качествами были первыми на строив шейся железной дороге, их доставила „союзная Р о с с и и 41 Америка, вернее всего из за негодности их на амери канских тележных дорогах. Бродя между горами хлопка, невольно переносится мыслью на родину этого субтро пического растения. Эта сотни тысяч пудов, необходи мейшего современному человечеству, волокна собраны где то на Дальнем Западе североамериканского мате- дин 3 час. пароходом или ботом, Кильдин—Мурманск 6 час. Мурманск—ст. Кивач ж. д. 2 суток, Кивач ст.—Кивач водпад и обратно и Кивач— ст. Званка—Лининград так же как и выше. В пути по этому маршруту 8 суток, остановки могут занять 16 суток, всего 24* суток. Для уеіройства экскурсионных станций пригод ны гор. Петрозаводск, ст. Хибины, гор. Алексан- ровсіс или гор. Мурманск, вспомогательные пита тельные пункты можно было бы установить в рай оне водопада Кивач или станции того же названия в М. Горе, Надвойцах, Кеми, Кандалакше и Мур манске. Если же бюро дальних экскурсий вошло бы в контакт с Т. П. О. Мурманской дороги, име ющим свои столовые на вс ех больших станциях, то расходы па организацию таких пунктов свелись бы к минимуму—на создание их только в Киваче и Надвойцах. Достаточно дешевые, питательные обе ды в довольно опрятных столовых Т. П. О., могут вполне удовлетворит!, даже разборчивого экскур санта. И так, мы надеемся, что бюро дальних экскур сии об'явит в скором времени о новых полярных экскурсиях в Карею-Мурмгнский край, предостав ляя тем самым населению С. С. С. Р. возможности ознакомления с ним. А. X. ного Мурмана. шенно не умаляет интереса сообщаемых ниже све дений, так как, насколько нам известно, до наших работ, почвы Мурмана были совершенной „terra incognita** и то, что в литературе преподносилось относительно последних, было совершенно не на учным описанием поверхностного их горизонта. I. В районе становища Териберка места почвен ных исследований приурочены были к следующим пунктам: рика, на сухих и знойных полях Оклагамы, Техаса и Новой Мексики. И гот теиерь. этот солнцелюбивый и капризный хлопок привезен сюда из за многих ты сяч миль, ва побережье полярного океана. Думал ли фермер горячего Дальнего Запада, что возделанное им волокно совершит такое большое, длинное и удивительное путешествие! И это стало возможным, только благодаря тем победам, которые человек помоявнэ одерживает над природой, вырывая из ее рук силы, преодолевая пространства и преграды и применяя все это для своих человеческих потребностей. На „Корреспонденте“ уже кончили погрузку трюма и теперь спускают на палубу новые деревянные бочки, широкодонные и низкие—„трескунки", ими застанав- ливается вся палуба; возникает даже сомнение о том, где поместятся поесажиры, т. к. кроме нас пришло ещо несколько человек, намеревающихся воспользоваться ботом. Наконец, все бочки водворены на палубу, ждут ка питана. Часть из нас уже забралась на палубу „Кор- респондента", остальные будут приняты в конце при стани, там где стоит старая железная шаланда, и где бот предполагает брать пресную воду. Ветер крепчает и несмотря на то, что бот стоит в защищенном от ветра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz