По Лапландии: из записок экскурсанта: у Тундры, Имандра // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 6. - С. 10-12.

№ б. ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. 11 развития, и во второй половине августа можно быть свидетелем осенних мотивов в природе. Экскурсантам, отправляющимся сюда в это время года, необходимо брать с собою сетки для защиты лица, шеи и головы от комаров и мошки. Маршрут экскурсии по Карелии: Ленинград- Петрозаводск на пароходе 2 суток (время везде указано только то, какое нужно для переезда), Петрозаводск—Повенец;—М. Гора на пароходе 1 сут­ ки, М. Гора—Надвойцы (> час. жел. дор., Надвойцы —Сорока 5 час. ж .д ., Сорока—Кемь 1 Ч-і час. ж. д., Кемь—ст. Кивач 13 час. ж. д., ст. Кивач—водопад Кивач и обратно 1 сутки пешком или на лодке, ст. Кивач—ст. о ваика <ІЗолховстрои) 15 час., ст. Званка—Ленинград 4 час. Итого в пути около і> суток. Остановки займут времени в зависимости от желания, но они могут быть легко уложены в 7 сут. к,—таким образом на всю экскурсию по этому маршруту потребуется около 13 суток, при­ нимая за начальный пункт Ленинград. Выпол­ нение этого маршрута можно начать с Волховстрол тогда возвращаться придется на пароходе. Маршрут экскурсии но Карелии и Мурману: До Кемп, так же как и в предшествующем маршруте, 3 ‘І2 суток, Кемь—Кандалакша 15 час. ж. д., Канда­ лакша—Хибины 3 час. ж. д.. Хибины—Мурманск (Кола) 0 час, ж. д., Мурманск—Александровой 4 ч. пароходом или ботом, Александрова*--остр. Киль- Почвы Восточ Настоящая статья имеет своею целыо дать общую характеристику почв, встречающихся на Мур­ манском побережьи. Следует, однако, сразу-же оговориться, что обсле­ дованию и изучению подверглись почвы только двух районов: окрестностей Териберки и о-ва Кнльдина, так что о какой-либо исчерпывающей картине по­ чвенного покрова указанного края говорить не при­ ходится. Тем не менее последнее обстоятельство совер- вают отвозить выбрасываемый из пароходов груз. Скла­ ды уже переполвены и около них выросли огромвые груды хлопковых кип, тысячи бочек сельдей установ­ ленных правильными рядами, с каждым днем эти запа­ сы на пристани растут. Железная дорога не может справится с вывозом их, хотя говорят, .что яначитель- вую вину в образовании товарных залежей в Мурман­ ском порту, несут и те учреждения которые привозят заграничные товары: не проявляют достаточной распо- рядительвости. Территория эгой пристаии весьма об­ ширна, она обслуживается несколькими железнодорож* ныма путями, проложенными вдоль ее. Вывозит гру­ женые и подает порожние ваговы маневровый паровоз „американка", один из ветеранов Мурманской дороги. Эти паровозы оригинальной конструкции, сравнительно небольших размеров, и очевидно не отличающиеся боль­ шими тяговыми качествами были первыми на строив­ шейся железной дороге, их доставила „союзная Р о с с и и 41 Америка, вернее всего из за негодности их на амери­ канских тележных дорогах. Бродя между горами хлопка, невольно переносится мыслью на родину этого субтро­ пического растения. Эта сотни тысяч пудов, необходи­ мейшего современному человечеству, волокна собраны где то на Дальнем Западе североамериканского мате- дин 3 час. пароходом или ботом, Кильдин—Мурманск 6 час. Мурманск—ст. Кивач ж. д. 2 суток, Кивач ст.—Кивач водпад и обратно и Кивач— ст. Званка—Лининград так же как и выше. В пути по этому маршруту 8 суток, остановки могут занять 16 суток, всего 24* суток. Для уеіройства экскурсионных станций пригод­ ны гор. Петрозаводск, ст. Хибины, гор. Алексан- ровсіс или гор. Мурманск, вспомогательные пита­ тельные пункты можно было бы установить в рай­ оне водопада Кивач или станции того же названия в М. Горе, Надвойцах, Кеми, Кандалакше и Мур­ манске. Если же бюро дальних экскурсий вошло бы в контакт с Т. П. О. Мурманской дороги, име­ ющим свои столовые на вс ех больших станциях, то расходы па организацию таких пунктов свелись бы к минимуму—на создание их только в Киваче и Надвойцах. Достаточно дешевые, питательные обе­ ды в довольно опрятных столовых Т. П. О., могут вполне удовлетворит!, даже разборчивого экскур­ санта. И так, мы надеемся, что бюро дальних экскур­ сии об'явит в скором времени о новых полярных экскурсиях в Карею-Мурмгнский край, предостав­ ляя тем самым населению С. С. С. Р. возможности ознакомления с ним. А. X. ного Мурмана. шенно не умаляет интереса сообщаемых ниже све­ дений, так как, насколько нам известно, до наших работ, почвы Мурмана были совершенной „terra incognita** и то, что в литературе преподносилось относительно последних, было совершенно не на­ учным описанием поверхностного их горизонта. I. В районе становища Териберка места почвен­ ных исследований приурочены были к следующим пунктам: рика, на сухих и знойных полях Оклагамы, Техаса и Новой Мексики. И гот теиерь. этот солнцелюбивый и капризный хлопок привезен сюда из за многих ты­ сяч миль, ва побережье полярного океана. Думал ли фермер горячего Дальнего Запада, что возделанное им волокно совершит такое большое, длинное и удивительное путешествие! И это стало возможным, только благодаря тем победам, которые человек помоявнэ одерживает над природой, вырывая из ее рук силы, преодолевая пространства и преграды и применяя все это для своих человеческих потребностей. На „Корреспонденте“ уже кончили погрузку трюма и теперь спускают на палубу новые деревянные бочки, широкодонные и низкие—„трескунки", ими застанав- ливается вся палуба; возникает даже сомнение о том, где поместятся поесажиры, т. к. кроме нас пришло ещо несколько человек, намеревающихся воспользоваться ботом. Наконец, все бочки водворены на палубу, ждут ка­ питана. Часть из нас уже забралась на палубу „Кор- респондента", остальные будут приняты в конце при­ стани, там где стоит старая железная шаланда, и где бот предполагает брать пресную воду. Ветер крепчает и несмотря на то, что бот стоит в защищенном от ветра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz