По Лапландии: из записок экскурсанта: у Тундры, Имандра // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 6. - С. 10-12.
10 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. № 6. Побывать за полярным кругом, в тундре, у не замерзающего Северного океана на его угрюмом гранитном побережьи и видеть там незаходяіцее солнце, немеркнувший день вряд ли можно считать мало интересным. Ведь только в очень немногих уголках земного шара обыкновенному любителю организованно, легко и быстро можно проникнуть так далеко на север и иметь при этом известное количество удобств, как это возможно в Карело- Мурманском крае. Благодаря проведению Мурман ской ж. д. сделался доступным для широкого кру га экскурсантов этот единственный по своей свое образности и красоте северный край. Экскурсион ному делу в С. С. С. Р. необходимо как можно скорее и шире использовать эту возможность. Сле дует пожелать чтобы бюро дальних экскурсий при Внешкольном Институте Нарком проса ввело в чис ло устраиваемых им экскурсий и экскурсии в К а релию и на Мурмап. Для этого со стороны бюро потребуются совершенно незначительные средства и очень небольшая организационная работа в на шем крае. Создать две, три экскурсионные станции, хотя бы упрощение го типа, где бы экскурсанты могли получать ночлег и пищу, составить маршру ты, выбирая наиболее интересные пункты и мест ности, пригласить несколько руководителей и ши роко об'явить о северных экскурсиях в Карелию и за Полярный круг—вот и все. что нужно для на чала экскурсионной работы в пашем крае. Окажется ли в стране достаточное количество лиц интересующихся этим краем и желающих по сетить егоѴ Безсомнепия на, по крайней мере нам не раз истекшим летом приходилось встречать в районе Мурманской дороги таких любителей экскур сантов одиночек из Нижнего Поволжья, Украины и Центральных губерний. Край бесчисленных озер, рек, водопадов и порогов, необозримых лесов, гра нитных кряжей, резко выраженных следов ледни ковой деятельности, область тундр и полярного побережья и пр. и пр., разве все это не является в высшей степени любопытным и занимательным для жителя южных частей нашей страны, ее без лесных степных районов, жителя, который с удо* вопьствием отправится, при наличии доступных ему условий, в этот сказачно своеобразный край. Сколько русских и иностранцев ездило любо ваться Имантроіі, Сайменским озером в Финляндию, а экскурсионные паломничества в Борланд, на Нордкап в Северной Норвегии,—все это па лицо в нашем крае. Такие водопады как Кивач, Гирвас, Надвоицкий „падун"—нисколько не уступают по- своей красоте знаменитой Иматре. Озера Вы г , Онежское, Сег и полярная Имандра отличаются теми же чудесными видами и чистым воздухом, на полненным бодрящими смолистыми запахами, как и подобные им прославленные Сайма в Финляндии, Мелар в Швеции и др.. Восточная часть рыбачьего полуострова, остров Кил ьдии могут легко сделаться местами паломничества туристов подобно Нардкапу и др.. Несомненно, что для этого нужны некоторые улучшения в районах наших экскурсионных „со кровищ", следует устроить дороги, наладить сооб щения, построить гостинницы и т. д. Большую роль в оживлении экскурсионного де ла в крае сыграет издание соответствующего иллю стрированного путеводителя или ряда их; есте ственно, что успех его будет тем больше, чем пол нее и тщательнее он будет составлен и исполнен. Не имея возможности в настоящей статье вда ваться подробно в вопросы экскурсионных возмож ностей нашего края, выбора маршрутов, районов и пунктов посещения, мы попытаемся дать неболь шую схему двух основных маршрутов по Карелии и Мурману, считая, конечно, что схемы эти далеко не исчерпывают и не охватывают всего того, что представляет из себя в экскурсионном отношении Карело-Мурманский край. Лучшим временем для экскурсирования в этом крае являются три летних месяца июнь—август. В начале июня экскурсант еще застанет здесь раннюю весну, которая быстро, на его глазах в Ѵ /г —2 недели превращается в северное лето. В июле органический мир у полярного круга и за ним про ходит весь цикл своего короткого и ускоренного По Лапландии. ( И і зап исок экскурсанта). В Кольском заливе. Сверх ожидания день оказался ясный и теплый, но ветренный. Мы решили не терять времени и ехать, пока, в Александровен. Предстояло отыскать какое ни- Суть уходящее из Мурманска судпп, и мы разделив шись атаковали одновременно все те местные учрежде ния, у которых можно было узнать о предполагающих выйти в море судах. Самыми счастливыми оказались те. которые ходили на пристань, они принесли известие, что в 13—14 ч;ісов отправляется по становищам, с заходом в Александрове!:, моторный бот почтового ве домства „Корреспондент"; ходившие узнавать уже усло вилгсь с капитаном бота, что он нас берет с собой. Чтобы попасть в порт, нужно спусти іся с верхней террасы, на которой стоит город, в нижнюю, где рас положены железнодорожные мастерские, товарные скла ды обслуживаемые множеством под'ездыых путей. Путь от школы в порт лежал через весь город, нужно было пройдти не менее 3 килотелров. Пристани Мурманского порта состоят из двух вдаюпшхея в залив эстокад, одна южная для судов дальнего плавания и другая.—для каботажных. Наш бот стоял у северной кабатажной пристани. Когда мы его отыскали, он еще грузился; спускали в трюм мешки с мукою, какие то большие жестянпые четырсуголыше банки, ящики, тюки пакли. Уже прошли оба назначенных часа, а на боте не про являли ни м ал ейш и х признаков готовности к отплытию, lie торопясь шла погрузка, капитан ку га то ушел и только мальчуган лет пятнадцати,—юнга, как и матрос вместе.—был несколько подвижнее других, шмыгал вниз, появлялся на палубе, помогал грузить и снова изчеззл в люках. И небольшой, но казалось бездонный трюм „Корреспондента" уходили все новые партии груза, под возившиеся на подводах. Узнан, что он отойдет не раньше как через 2 3 часа, некоторые из нас отпра вились осматривать порт. На следующей пристани, где принимаются иностран ные корабли, идет выгрузка двух, недавно пришедших судов; одно из них английское „Курск" и другое нор вежское „Энель Меркс". Грохочут лебедки, извлекая из корабельных трюмов бочки сельдей и тюки хлопка. Сразу поднимается на верх и подается на пристань, прямо на подкатываемые вагонетки 5—6 кип хлопка в Мі тонны весом каждая. Артели грузчиков неуспе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz