По Лапландии: из записок экскурсанта: у Тундры, Имандра // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 4. - С. 9

14 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. л& 4 З а— зу б ч а тое колесо, передвигающ ееся на ‘. jo часть своей ок руж н ости при п овороте к ол еса З і, ок р у ж н о ст ь коего дел а ет ся -—0,2 5 метра. Н а оси (3*), п родолж ен н ой за конец колес (А ) н а са ж и в а ет ­ ся цилиндр I і), о к р у ж н о ст ь коего —-2 5 ст.: цилиндр эт о т— (Б і) на п о в ер х н о ;т и сво ей покрыт прикрепленными к нему пружинам и, в главной части своей каждая из коих кокцент- рична поверхн ости цилиндра; на эти пруж и ны наматывается при вращ ении ц илиндра бум ага, которая см аты вается с д руго­ го ц и л и н др а (Ба); причем б ум агу прижим аю т к ц илиндру (Б і) м етал л и чески е планки, п рикрепленны е в разны х м естах по производящим эт о г о цилиндра. М еж ду цилиндрами (Б і) и (В*) находится д оск а (Д і, по которой д в и ж ет ся клетчатая бум ага с о д н сг о ц илиндра на другой. С редн яя линия бум аги проч ер ки ­ ва ет ся т о л ст о й чертой и на ней н ап ечатаны или написаны от руки за р а н е е цифры: 0,1, 2 и т. д. чер ез оп р ед ел ен н о е коли­ чество клеточек, со о т в ет ст в ующ ее в м асш табе ‘ ■■'іоои и зо б р а ж е ­ нию участк а проходимой линии .—100 м. С к о р о ст ь д ви ж ен и я бум аги б у д ет ск орости движ ения точек поверхн ости ц и л и н др а (Ба), о н а м ож ет бы ть вычислена при и звест н о й величине колес (А), и зубч атк и (З і) по формуле. V V., 1 0 : ^ 2 . . Ю . І І = 1000 V 25 25 где Ѵи—ск о р о сть д виж ен и я точек ок руж н ости колес (А). О і сю да видно, что бум ага по ц илиндру д ви ж ется в 1000 р а з мед лен н ее, чем точки ок руж н ости колес (А), катящ ихся по м е­ ст ности . П руж и ны на ц и линдре (Б і) им ен н о и сделаны для того, чтобы эт о о т н ош ен и е ск оростей V и Ѵо было постоянно: по м ере наматывания на цилиндр ( . і) бум аги д и ам етр его однако не увел и чи вается, т, к. наматываемая б ум ага под давле­ нием м еталлических планок д ави т в c scio очерець на пружины, которые по м ере наматывания н а них бум аги сж им аю тся и таким о бразом а н н у л и р у ется все время влияния толщины н а ­ мотанной на цилиндр бум аги. К онечно, м ож н о сделать, Ч т о бы со о т н ош е н и е скоростей V и Ѵо было другое, для этого нужно только подобрать д р уги е размеры колес (А) зубчатки и ц и л и н д ­ ра (Б і), но приняты е выш еуказанны е размеры наиболее подходящи, вы сота или диам етр колес (А) при них будет 2 5 0 1 “і,: ---------- = 0 ,7 9 9 метр, и д оск а (Д ) будет находиться на уровне 3,1 4 около 1 м ет р а над зем л ей , что очен ь у добн о для всякого рода за п и сей на ней, с т оящ ем у п еред ней техни к у, которая как даль­ ше б уд ет ук азан о необходим о п ри дется делать. Н а доске (Д ) сверху бум аги п о л о ж е н а л и н ей к а (Л), зак реп ­ л ен ная в одной точке н а 'с в о е м конце на с т ер ж н е (О), в дел ан ­ ном в край доски (Д ). *) Л и н ей к а . м о ж ет вращаться в точке п рикрепления своего на с т е р ж н е (О) и угол, который при этом вращ ении скош енный край линейки со ст а в л я ет с п ерпендику­ ляром к краю доск и в точке прикрепления линейки изм еряется *) На ел чай и рл-гиоіо хпда прибором закреп.т mm (О) м«ж<»т был. с чіі:іи° <; обоих краевдоски так. чтоЛы длаинкон (Л) можнобы.ю отмерить угли к і up"' тяпоиоложном напраилоиви, і. о. до_3000. по тран сп орти ру, приделанном у к тому ж е краю доск и (Д і и конусу, (Н ), н а н есен н ом у на самой линейке в м есте п е р е се ­ чения е е транспортиром . К линейки прикрепляется диаптры (B ) или т р уб а для визирования. З у б ч а г к а З і и За, цилиндры Б і и Бз, доска м еж ду ними все эт о держ и тся осо б о й си стем ой ж естки х со ед и н ен и й (Р ) м еж ду осями больших колес (А) и малого колеса <М). С тер ж ен ь (C), представляющий часть это й системы (Р ) м еж ду колесами (А) и (М) д ел а ет ся д л и н ой 10 метр., но м ож ет сдвигаться п о­ мощью параллелей (ГІ) с насече ными на них делениям и, по коим м о ж н о п р эч ес т ь с точностью до 1 м/м д л и ь у проекций его ка линию опор колес (А ) и (М ) на м естн ости до 5 метр. К ст ер ж н ю этом у (С ) для предотвращ ения его от прогиба прикрепляется ось, на которую надевается доп ол н ител ьн ое ко­ л есо (Ф). К о н с о л и —К, Кі, Kl' и Кз, дающ ие опору осям , на коих в р гщ аю гея к ол еса З і и За с одной стороны и цилиндры 1 : 1 и Бз с другой с л у ж и т как бы п родолж ен и ем ст ер ж н я (С ) и будучи со еди н ены в разны х м естах поперечными стерж ням и целиком вм есте с о с т ер ж н ем представляю т ж е ст к ую ферму, опирающ ую ся с едн ой стороны на оси колес (М и Ф), а с д р у ­ гой на ось больших колес (А) в точках X и У по обоим :-іа ружным сторонам эти х колес. В ся э т а ф орм а об'един яет весь прибор в одн у целую, ж естк о соеди н яющ ую ся в узл а х выш е­ н азван н ую си ст е м у— Р , заним ающ ую то или другое по отноше нию к гор и зо н т у п ол ож ен и е в зависим ости от того, ст о и т ли- прибер на горизонтальной поверхности или на наклонной. На о с и колес (А) помощью шарикового подшипника п ри ве­ шивается на особом с т ер ж н е (Г) груз 10 килогр., к которому с верху на особой консоли, ж естк о с ним со ед и н ен и й , п рикреп­ ляется карандаш (К). Э т о т ст ер ж е н (Г), благодаря грузу, б у д ет всегда в верти кальном п ол ож ен и и , какое п ол о ж ен и е не зан им ал а бы выше у п ом ян утая си ст е м а связей (Р ) с прибором. К огда прибор стоит на гори зон тал ьн ой п оверхн ости, карандаш покоится как раз на средн ей т ол стой черте, п рочерченной на бум аге, движ ущ ейся по д оск е (Д ) линией, а когда прибор н а наклонной поверхности, вся ж ест к а я с и с т е м а его (Р ) и в том числе доска (Д ) откло­ н яется от продолж ающ его ст о я т ь вертикально ст ер ж н я (Г) с грузом и у ж е карандаш (К) не б у д ет на средней линии бумаги этой доски (Д), а займ ет п ол ож ен и е в ст о р о н у от него вправо или влево в зави сим ости от того, куда наклонен прибор. Д л и ­ на с т ер ж н ей (Г) от оси колес (А), на котором он вращается, до консоли его, к коей прикреплен карандаш (К), делается — 0,2 5 м етр и потому уд ал ен и е карандаш а при наклоне п р и ­ бо ра от средн ей линии б у д ет 0,2 5 tixx, где х угол наклона. На д ви ж ущ ей ся по доске (Д ) бум аге, кроме упом ян утой средней т олстой линии соответствующ ей гори зон тал ьн ом у положению , прочерчиваю тся за р а н е е вм есте с ней ещ е ряд параллельных ей, которые со ответствую т разным углам наклонных пол ож ен и й , в которых м ож ет прибор находиться. К р ом е выш еп еречи сл ен н ого и оп исанного, к прибору о т н о ­ си тся ещ е узкая л е н т а длиною 5 мегр., которая одним концом которые дераинки с голубыми и розовыми цветами мы выкапываем и берем с собой. Иногда встречаются жильные обнажения черного и блестящего как смола эгирина, или белоснежного как рафинированный сахар кварца. Вот мы вошли в заросль стелющейся березы, точно неаосредственно из почвы растут эги тоненькие изящные стебли, несущие маленькие, величиной с гро­ шик, почти круглые листья; заросль настолько густа, что напоминает зеленую щеіку, а издали она кажется сплошным темно-зеленым пятном. Местами останавли­ ваемся, чтобы сделать спим.ж, того или другого вида. Перед нами, на другой стороне долины, полные енега ложбины и белые вершины высокой части Хабин, водь мы находимся всего лишь на половинкой высоте этих гор, достигающей 1200—1300 метров. Стали рпускаться в долину, это гораздо быстрее, чем под‘ем. Беспорядочно нагроможденные глыбы, от­ весные стены ущелья, на дне его снег и монотонно журчащий ] ручей, местами он образует миниатюрные озера с прозрачной и голубой водой. Мы среди настоя­ щих гор, теперь иногда приходится спускаться по ди­ ким обрывам ущелья, рискуя омупиться поскользнуться или сорваться и полететь вниз с высоты десяіка и бо­ лее сажень. К вечеру возвращаемся вниз па железную дорогу в маленький хибинский поселок, и после нескольких часов проведенных в безлюдных горах, даже этог поселок нажегся оживленным и шумным полным интересной а многообразной жизни. Мы опять в поезде, те же остатки горелого леса с одной стороны и прекрасная Имандра с другой, порой мы долго бежим по ее заливу. От станции, к станции все дальше на север, удобно и быстро пер^екае* еще так недавно непроходимую Лапландию. На кикой то станции лопари продавали свеже-пойманную рыбу, если бы нам не сказали об их племенной принадлежности мы вряд ли догадались бы о ней. Осталось всего несколько часов пути до Кольского залива, совсем скоро мы увидим древнюю Колу и cjr - сем юный Мурманск. А . М.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz